WWW.DISUS.RU

БЕСПЛАТНАЯ НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

Pages:     | 1 | 2 ||

«СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………. Глава I.Состояние проблемы активизации познавательной ...»

-- [ Страница 3 ] --

Следующая форма работы по туристско-краеведческой подготовке, проводимая с учащимися в ходе педагогического эксперимента – это:

2.Погружение в природу. ( Изучение природы в условиях выезда за город в одно и тоже место).

Учащиеся погружаются в природу (на маршруте Сосновый Бор) выезжают в течение года на одно и тоже место. Это дает возможность наблюдать и фиксировать изменения, которые происходят в природе в течение года. Кроме того, учащиеся изучают направления воздействия человека на природу. При этом в равной степени удается наблюдать как положительное, так и отрицательное влияние людей на объекты природы. Нахождение в природе в течение длительного времени формирует наблюдательность, внимание в познании объектов и правильное отношение к природе. Соприкасаясь и взаимодействуя с природой, в течение целого дня, учащиеся ставят эксперименты, проводят наблюдения за живыми объектами.

Школьники выезжают на место Калище, место, где сохранен естественный уникальный ландшафт, знакомятся с историей строительства атомной станции, с окрестностями города Сосновый Бор, побережья Финского залива.

Выезд с учащимися 5-х классов – первичное погружение в природу. Проводится небольшая вводная беседа о данном уникальном памятнике природы, здесь же они узнают о том, что здесь некогда располагалась первая стоянка птиц на трассе Беломоро-Балтийского перелетного пути. Однако, вследствие застройки, птицы перестали останавливаться здесь, в результате чего многие перелетные птицы погибли. По возвращении в город учащимся дается задание узнать информацию о некоторых видах птиц, в завершении всей проделанной работы организуется «Праздник птиц» для учащихся 5-х классов.

В 6-м классе (осенью) ребята вновь выезжают в Сосновый Бор, в место с поэтическим названием Лебяжий поселок. Перед учащимися ставится вопрос «Почему данное место имеет такое поэтическое название?». Когда-то здесь останавливалось огромное количество лебедей и других птиц, совершавших перелет с юга Франции и Англии к нашим северным побережьям. Теперь же их количество значительно меньше (здесь же можно провести небольшую топонимическую беседу). « Что же надо предпринять, чтобы спасти птиц?». Спасти птиц, в настоящее время, может только создание заповедника. « Где же, в нашей области, его можно создать?» – с таким вопросом учитель обращается к учащимся. Школьникам выдаются карты Ленинградской области, идет обсуждение. Все индивидуальные идеи фиксируются учителем, наиболее успешные проекты выносятся на всеобщее обсуждение. Готовясь к погружению в природу, школьникам были выданы информационные карточки, на которых была информация о биологии некоторых видов птиц, экологии, о скорости и продолжительности полета. В результате обсуждения проектов возникает большое количество вопросов, на которые учащиеся еще не могут ответить. По возвращении домой, учащиеся пытаются самостоятельно найти ответы на вопросы.

Следующее погружение в природу происходит уже в ходе другого путешествия, которое организуется на место второй стоянки птиц – у поселка Лисий нос. Здесь также проводится беседа с учащимися (затрагиваются вопросы топонимики), обнаруживаются экологические проблемы данной территории. Все индивидуальные идеи учащихся обсуждаются в малых группах (усовершенствование решений).

Данная модель погружения в природу позволяет решать проблему активизации всех познавательных функций учащихся, способствует комплексному решению проблемы экологического воспитания, решать проблему включения чувств учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Кроме ближних краеведческих экскурсий и походов, учащиеся нашей школы побывали на Кольском полуострове, в Пушкинских горах, на Среднем и Южном Урал, на Соловецких островах, на Карельском перешейке. Путь учащихся проходил в различных физико-географических зонах, и учителю географии очень важно было познакомить учащихся с удивительным разнообразием и богатством природы нашей страны, с закономерностями формирования природных комплексов и взаимосвязями компонентов в каждом из них. Встреча с прекрасным оставляет глубокий след в душе ребят.

Сказочными предстали перед ребятами Соловецкие острова – живая история прошлого. Надолго остались в памяти ребят поездки ребят. Поездки на лодках по озерам и каналам Соловецкого острова, когда после узкого канала, по берегам которого растут большие деревья, а их кроны сходятся где-то вверху, вдруг открывается гладь большого озера, и длинная каменная дамба, где ребята наблюдали прилив и отлив, и глубокая бухта Белого моря с прозрачными видами.

Не менее прекрасны, и зимние пейзажи нашей Родины, особенно близкие сердцу русского человека. Как прекрасна зимой природа нашего Карельского перешейка. В зимние каникулы ребята жили в маленьком охотничьем домике на берегу озера в Киролловском и совершали на лыжах радиальные выходы. Часто вечерами учащиеся любовались и заснеженными деревьями, и темным небом с большими яркими звездами.

Не раз уже отмечалось, что туристско-краеведческая подготовка является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания. И одной из составных комплексного воспитания является творческий характер выполняемой работы. Творческий характер туристско-краеведческой подготовке придают игровые формы. В процессе игры школьники развивают находчивость, смекалку, формулируют реальные жизненные проблемы, принимают решения и учатся отстаивать свою позицию (34.)

Одной из эффективных форм активизации познавательной деятельности учащихся являются ролевые игры. С нашими учащимися мы проводили их как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. Для проведения таких игр учащиеся обычно делятся на несколько групп.



Приведем пример ролевой игры, проведенной с учащимися старших классов. Несколько школьников подготавливают доклад от имени одной из коммунальных служб города.

От имени метеорологической службы города представьте доклад:

«Состояние атмосферного воздуха в городе Санкт-Петербурге (отдельном районе города) и меры по сохранению и улучшению его качества».

План доклада.

1.Качественное состояние городского воздуха.

2. Какие виды загрязнения воздуха представляют угрозу для здоровья населения?

3. Влияние загрязнений воздуха на растительность и состояние поверхности вод и почв.

4. Основные источники загрязнения воздуха в городе и их размещение.

5. Какие особенности природных условий способствуют загрязнению воздуха?

6. Какие меры по защите атмосферного воздуха от загрязнений следует предпринять?

Выделяются группы школьников, которые дают оценку подготовленному докладу и вносят свои предложения. Выбираются члены «городского правительства» (несколько учащихся), которые также ведут обсуждение предоставленного доклада. Остальные учащиеся выступают от лица горожан и своим голосованием поддерживают или отвергают предложения по оценке и улучшению качества экологических условий города или местности.

В процессе туристско-краеведческой подготовки, для придания ей творческого характера, использовались и конкурсы, которые активизировали мыслительные процессы у учащихся,

расширяли знания по предмету, развивали находчивость и смекалку. Кроме всего прочего, данные конкурсы способствовали развитию таких черт личности, как самостоятельность, стремление к реализации накопленных знаний, осознание себя, как личности, работающей на благо всей команды. В теоретической части работы уже не раз подчеркивалось, что в активизации познавательных интересов учащихся важна общественная оценка деятельности учащихся.

Признание положительных результатов, особенно со стороны сверстников, убеждает в необходимости, значимости деятельности, вызывает желание продолжить ее, пробуждает положительные эмоции.

Примеры конкурсов, проводимых в процессе туристско-краеведческой подготовки с учащимися.

Конкурс юных краеведов.

Данный конкурс проводится в форме игры-викторины. Учащиеся делятся на несколько команд. Команде в течение 3 – 5 минут зачитываются вопросы, на которые следует дать максимальное число правильных ответов. Выигрывает команда, давшая максимальное количество правильных ответов. Вопросы подбирались либо по темам (тематические), либо являлись смешанными.

Тема: «Знаешь ли ты свой город?»

1 вариант:

Из скольких административных районов состоит город Санкт-Петербург?

Сколько районов из них расположено в черте города?

На сколько групп по своему географическому положению делятся административные районы города?

Какие районы города являются самыми густонаселенными?

В каких районах города сосредоточены крупные промышленные предприятия?

В каких районах расположена основная зона отдыха?

2 вариант:

Между какими водными потоками располагается Васильевский остров?

Через какую реку проходит Тучков мост?

В каком районе города расположен парк «Сосновка»?

С какого вокзала можно отправиться в Выборг?

В какой структуре промышленности занято наибольшее количество населения?
Назовите одно из древнейших поселений Севера России?

Конкурс «Самыесамые…». В каждом вопросе содержится слово «самый», также как и в каждом ответе. Вопросы задаются представителям от каждой команды, которых выбирают члены команды. Отвечает тот участник игры, который первым нажмет на сигнальную лампочку.

Примерные вопросы:

Самое большое море, омывающее территорию России?

Самое большое озеро на территории России?

Самая длинная река?

Самый большой остров?

Самое глубокое море, омывающее территорию страны?

Самые древние горы на территории России?

Самые высокие приливы?

Самый высокий действующий вулкан?

Самая большая равнина?

Самые молодые горы?





Самый большой полуостров?

Самая высокая вершина?

Самое мелкое море у берегов России?

Самая большая по площади природная зона?

Конкурс руководителей похода.

Данный конкурс может проводиться в различной форме: это и собеседование, и ответы на вопросы, помещенные на карточках, и ответы на вопросы по принципу «Кто быстрее?» Смысл конкурса состоит в том, что перед руководителем похода ставится какая-либо экстремальная ситуация, из которой руководитель должен найти правильный выход, при этом действовать достаточно быстро и грамотно.

«Примерные ситуации, которые могут встретиться на маршруте, и которые руководителю похода необходимо будет разрешить:

« Группа туристов вышла по маршруту №3 из пункта А в пункт В в семь часов утра, в девять часов вечера им необходимо быть в пункте В, так как здесь на небольшой железнодорожной станции они должны сесть на поезд и продолжить путешествие. В пути произошли некоторые непредвиденные ситуации, в результате которых участники задержались на неопределенное время, (выяснилось, что единственные часы, имевшиеся в группе, остановились через три часа после выхода из пункта А). Участникам похода необходимо знать точное время в пути, чтобы не опоздать на поезд. Компасы в группе есть, можно ли при помощи компаса поставить часы по солнцу?» Ваши действия.

Предложенный вариант ответа: «Воспользовавшись компасом, мы будем поворачивать часы так, чтобы направление север – юг разделило пополам угол между цифрой 1 на циферблате часов и той цифрой, через которую проходит направление на солнце. Затем переведем часовую стрелку так, чтобы она совпала с этим направлением. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, направлена на солнце и будет указывать время. Проверим, чтобы направление север – юг точно разделило пополам угол между направлением часовой стрелки на солнце и цифрой 1 циферблата часов».

Проведение конкурсов данного характера имеют целью – закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные во время туристско-краеведческой подготовки. Конкурсы – это, прежде всего, игра, которая перестает быть игрой, если она лишается занимательности, а известно, что занимательность – одна из ступеней к активизации познавательной активности учащихся. В связи с этим вопросы должны быть интересны и занимательны. Географические игры, подобные выше описанным играм, позволяют моделировать поисковую деятельности учащихся, направленную на активизацию познавательных процессов, на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов

В ходе туристско-краеведческой подготовки проводились уроки теории и практики в виде кружковых, факультативных занятий. На теоретических занятиях учащимся дают нужные инструкции по основам туристско-краеведческой подготовки. Практическая часть начинается со знакомства с элементарными правилами: как ориентироваться на местности, как собраться в поход, как укладывать рюкзак. Все эти правила отрабатываются в походах выходного дня, которые являются необходимой ступенькой перед более сложными экскурсиями и походами.

Наряду с экскурсиями, походами, игровыми формами организации туристско-краеведческой подготовки, использовались и факультативные занятия. Приведем пример одного из факультативных занятий по теме: «Оказание первой медицинской помощи в путешествиях и походах».

Занятия проводились в форме факультатива. Учащиеся разделились на группы, каждой группе (2 – 3 человека) выдавалось свое задание: «Что нужно предпринять при ожогах, тепловом ударе…». Участники группы, пользуясь «Азбукой туризма» И.В. Бардина, «Медицинским справочником туриста» А.Коструба (4, 20), готовят краткие ответы по своим вопросам, затем зачитывают ответы вслух. При необходимости ответы дополняются, как самими учащимися, так и учителем.

1. Ожоги.

Небольшие ожоги рекомендуется поместить в холодную воду на предельно долгое время. Затем наложить компресс с темно-красным раствором марганцовки, питьевой соды или одеколона. В случае образования пузырей используют повязку с синтомициновой эмульсией или другими антисептическими мазями. Тяжелые ожоги требуют стерильной повязки, противошоковых мероприятий и срочной транспортировки.

2. Простудные заболевания – ангина, грипп.

При признаках недомогания; насморк, кашель – засыпать нос порошком стрептоцида, прополоскать рот раствором марганцовки, дать таблетки против кашля. Если есть подозрение на высокую температуру, применяют жаропонижающее средство.

3. Тепловой и солнечный удар.

Симптомы: головная боль, слабость, головокружение, покраснение или побледнение лица, тошнота. При первых признаках теплового удара заболевшего кладут в тень, освобождают от стягивающей одежды, дают холод на голову, обильно поят.

4. Раны.

Небольшие раны промываются, по краям обрабатываются йодом и забинтовываются узким стерильным бинтом. При глубоких ранах следует остановить кровотечение, что достигается наложением давящей повязки. Кожа вокруг раны обрабатывается йодом, на рану кладут стерильный перевязочный материал. В тяжелых случаях применяют жгут, который накладывается не более чем на 1,5 часа, иначе наступит омертвление конечности. Чтобы не ошибиться, в жгут закладывают записку с указанием времени наложения.

5. Отравления.

При пищевом отравлении, если поносы не слишком часты, пострадавшему дают желудочные средства и дня на два сажают на диету: чай, сухари, рисовая или манная каша. В тяжелых случаях – с повышением температуры, требуется вывести отравляющий продукт из желудка, для этого заболевшему дают 2–2,5 литра воды и стараются вызвать рвоту. После промывания желудка заболевшему дают слабительное. Из лекарств рекомендуют фталазол, антибиотики (левомецитин). Запрещается прием какой-либо пищи, обильное питье.

6. Ушибы, вывихи, растяжения, переломы.

Первая помощь при ушибах и растяжениях – это холод и тугая повязка, ограничивающая движение суставов. Через сутки на ночь – согревающая повязка. Вывихи и переломы – их основной признак – грубое изменение конфигурации сустава, неестественное положение конечностей. Сопровождается быстрой не уменьшающейся болью. Необходимо исключить возможность движения. Для этого можно использовать шину из подручных средств. Необходимо согреть пострадавшего, поить чаем, что способствует уменьшению болевого шока.

Во второй части занятия проводится игра – имитация, в ходе которой одни участники показывают (если это возможно) или рассказывают о симптомах того или иного заболевания, а остальные участники пытаются понять, что это за заболевание и оказывают первую медицинскую помощь. В заключение занятия подводится итог. Учащимся предлагается к следующему факультативному занятию подготовить стенд по предлагаемому образцу:

Гигиена туриста и первая помощь в путешествии.

Личная гигиена туриста.

Уход за телом.

Уход за обувью

Уход за одеждой.

Подбор походной аптечки.

Первая помощь при обморожениях.

Следует отметить, что все предлагаемые учащимся формы занятий по туристско-краеведческой подготовке, воспринимались с интересом, ребята с охотой участвовали в них.

3.2.Проверка эффективности степени мотивации к осуществлению туристско-краеведческой деятельности.

При проверке эффективности степени мотивации к осуществлению туристско-краеведческой деятельности нами использовались различные методы и формы проверки. Приведем примеры лишь некоторых из них.

Создание экспериментальных ситуаций. Создание и изучение педагогических ситуаций в ходе естественного эксперимента позволило выявить познавательные интересы учащихся путем сопоставления различных проявлений: отношение учащихся к деятельности, активность учащихся, их действия, проявление знаний, умений и навыков. Такие ситуации создавались во время всех занятий-путешествий и во время урочной туристско-краеведческой подготовки. Необходимость ориентации учащихся на различные стороны своей учебной деятельности была открыта для них, что обеспечивало выявление познавательных и нравственных мотивов учения.

В эксперименте использовались такие педагогические ситуации, которые можно использовать не только для оценки деятельности учащихся, но и для оценки эффективности деятельности учителя.

Метод незаконченных предложений обязывает учащихся дать оценочную характеристику содержанию учебного материала, способам туристско-краеведческой деятельности на занятиях, и вне, сравнивать, сопоставлять факты, предпочесть определенные явления. Реакция ученика на заключенную в предложении информацию свидетельствует об уровне проявления интереса к познанию. Например:

Туристско-краеведческие экскурсии (походы, путешествия.) должны быть интересными, потому что…;

На занятиях по туристскому краеведению я научился…;

Мне интересно выполнять самостоятельные задания по географии, так как...;
Мне интересно заниматься краеведческой деятельностью вне урока, потому что…; и др.

Сочинения учащихся на географические темы. Можно получит интересные выводы из сочинений учащихся. Темы могут быть самыми различными, например, мы предлагали следующие темы для сочинений: «География – наука и искусство путешественника», «Экологические проблемы современности», «Путешествие – это интересно. Так ли это?», «Человек – это часть природы. Вы согласны с этим?». Сочинения активизируют познавательную активность учащихся не только к географическим мнениям и теориям, но и к своей личности, к миру моральных ценностей. Таким образом, диагностические задания оказываются и методом оценки результата работы учителя, и способом формирования познавательного интереса у учащихся.

Создание специфических ситуаций, которыми могут быть:

Занятия с различными способами организации обучения.

Задания различного характера.

Отношение учащихся в условиях дефицита времени к заданиям повышенной трудности.

Предложение учащимся на выбор различных видов краеведческой деятельности (репродуктивные или творческие, теоретические или практические).

Учитель, во время всей туристско-краеведческой подготовки, наблюдает за поведением и теми видами деятельности, которыми учащиеся предпочитают заниматься.

Метод интервью. Школьникам предлагались стандартизированное интервью, что позволило при обработке определить тенденции в познавательной направленности учащихся и проследить индивидуальные проявления определенных показателей познавательной деятельности учащихся. Обработка интервью помогла ответить на следующие вопросы:

Каковы эффективные пути активизации познавательной активности учащихся?

Как связан предмет интереса учащихся с качеством их знаний?

Наличие у учащихся интереса к процессу познания и к изучению географии, в частности.

Метод наблюдения. Этот метод обеспечивает полноту и достоверность фактического материала при определении узких и конкретных задач непосредственного наблюдение за деятельностью школьников в составе комплексной методики исследования активизации познавательной деятельности учащихся. Метод наблюдения фиксировал зависимость между познавательным интересом и вниманием учащихся. Во время эксперимента велось сплошное систематическое наблюдение за ходом туристско-краеведческих мероприятий, фиксировались приемы, используемые для возбуждения интереса, реакции учащихся, отмечались наиболее яркие приемы проявления интереса к учению. Отбор критериев оценки познавательных интересов учащихся осуществлялся на основе анализа и оценки совокупности их проявления во время краеведческих мероприятий.

Наиболее важные в методическом отношении показатели активизации познавательной деятельности учащихся, лежащие в основе показателей его сформированности:

1.Проявление интеллектуальной активности учащихся: вопросы учащихся, их стремление углубить и расширить знания, проникнуть в суть явлений, выйти за пределы программы, активное участие в решении задач во время туристско-краеведческой подготовки.

2. Готовность к решению учебных задач: готовность выполнить задание, самостоятельность выполнения заданий, увлеченность туристско-краеведческой подготовкой.

3.Эмоциональные проявления во время экскурсий, путешествий, походов.
Туристско-краеведческая подготовка – многоаспектная педагогическая работа. В начале эксперимента учащимся была предложена анкета со следующими вопросами:

1.В процессе туристско-краеведческой подготовки Тебя больше привлекают:

А) теоретические задания;

Б) самостоятельные задания, выполняемые под руководством учителя;

В) задания творческого характера;

Г) задания исследовательского плана.

2.Подчеркни или допиши, чему бы Ты хотел научиться, отправляясь в поход (путешествие).

определять расстояние;

определять породы деревьев, растения, насекомых, животных,

разбираться в топографии;

составлять прогнозы погоды;

вести гидрологические наблюдения;

определять полезные ископаемые;

обследовать памятники природы, истории, археологии.

3.На твой взгляд, что первоначально должен учитывать руководитель во время занятий по туристско-краеведческой подготовке?

А) индивидуальные интересы учащихся;

Б) разнообразные методы и формы работы;

В) связь тем с современной жизнью общества.

4. Какие практические умения и навыки Ты хотел бы приобрести (приобрел) в процессе занятий по туристско-краеведческой подготовке?

Эта же самая анкета была предложена учащимся в конце педагогического эксперимента. Ответы на предложенные вопросы носили характер свободного изложения. Результаты анкетирования отражены в таблице 5.

(таблица 5).

Вопросы анкеты начало года конец года
1.В процессе ткп меня привлекают: теоретические задания; самостоятельные задания; задания творческого характера; задания исследовательского характера;
12 32 31 25

8 11 43 38

2.Что необходимо учитывать руководителю во время занятий по ткп? индивидуальные интересы учащихся; разнообразные методы и формы работы; связь тем с современной жизнью общества;

68 18 14

25 42 33

3.Какие практические умения и навыки Ты хотел бы приобрести (приобрел) в процессе занятий по ткп? отдельные умения и навыки по различным темам (ориентирование по компасу, оказание первой помощи, умение поставить палатку…); умения и навыки, помогающие ориентироваться в жизни.

65 35

38 62

Каковы же результаты погружения в природу, путешествий одного дня, наблюдений, творческих мастерских? Понятно, что ответить на этот вопрос нелегко. Результаты анкетирования, наблюдений, практических занятий, походов выходного дня, погружений в природу, экскурсий и других форм туристско-краеведческой подготовки, а также использование различных методов и форм по выявлению эффективности степени мотивации учащихся к осуществлению туристско-краеведческой деятельности, показали следующие результаты (таблица 6, графики 1,2).

Из анализа таблицы 6 видно, что в процессе занятий туристско-краеведческой подготовкой, у учащихся значительно изменяется направленность и уровень мотивации.

Качественный анализ ответов позволил выявить следующие уровни знаний учащихся, в процессе занятий туристско-краеведческой подготовкой:

I уровень – простое описание, отсутствие причинно-следственных связей или затруднение в определении причины и следствия;

II уровень – объяснение, преобладают факты, несущественные признаки, наличие причинно-следственных связей;

III уровень – прогноз, выделяют существенное и несущественное, причинно-следственные связи подкреплены конкретными умениями.

Анализ графика 1 показывает, что в результате занятий туристско-краеведческой подготовкой, число учащихся, достигших высшего  (III уровня) и среднего (II уровня) к 9 классу достаточно высокое, в сравнении с учащимися 6 класса, только что начавшими заниматься туристско-краеведческой подготовкой.

Динамика ведущей мотивации туристско-краеведческой подготовки (таблица 6).


направленность и уровень мотивации
классы Любопытство, желание при- обрести новые знания Интерес к туристско-краеведческой подготовке Интерес к науч- ному исследо- ванию как процессу Желание принять участие в конкрет- ном краеведческом мероприятии
6 55% 8% 4% 32%
7 22% 12% 8% 58%
8 8% 14% 12% 66%
9 2% 16% 14% 68%

Анализ мотиваций показал, что прослеживаются тенденции в изменении отношения к туристско-краеведческой подготовке от потребительского « она мне нравится», « мне бы хотелось» к стремлению принять деятельное участие в туристско-краеведческом мероприятии: « я предлагаю», « я готов принять участие».

Динамика интеллектуально-познавательных знаний учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки (график 1).


При оценке интеллектуально-познавательных знаний, учащиеся выполняли интеллектуально-познавательные задания. Выполняя задания, учащиеся должны были узнавать, описывать предметы и объекты, прогнозировать явления, процессы. Диагностика описательных функций интеллектуально-познавательных знаний показала положительную динамику уровня их развития. Рост умений объяснять, находить причины известных фактов, прогнозировать свидетельствовал о способности понимать связи, критически оценивать ситуацию.

Динамика интеллектуально-познавательной деятельности учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки (график 2).

Уровень интеллектуально-познавательной деятельности учащихся выявлялся с помощью заданий на творческую продуктивность (составление кроссвордов, ребусов, игровые формы работы, использование проблемных ситуаций), проведение экскурсий и путешествий, с включением в них самостоятельных и практических заданий. Результаты выполнения заданий такого плана дают развивающий эффект туристско-краеведческой подготовки.

Заключение.

Таким образом, отдавая должное уроку географии, можно уверено утверждать, что всех задач, стоящих перед школой и учителем, только на уроке решить нельзя, если он не дополняется целенаправленной туристско-краеведческой подготовкой. Особо важным в решении указанных выше задач являются путешествия и походы по родной стране и родному краю, во время которых понятие «Родина» или понятие «Родной край» наполняются конкретным содержанием. Вот почему из широкого круга вопросов, связанных с активизацией познавательной деятельности учащихся, я остановилась главным образом на туристско-краеведческой подготовке.

Могу сказать, что я довольна дисциплинированностью и добросовестным отношением учащихся к предмету географии в целом, и к туристско-краеведческой подготовке в частности, которую даже многие взрослые считают второстепенной.

Итогом спланированной, целенаправленной, систематически проводимой туристско-краеведческой подготовки, в целях активизации познавательной деятельности учащихся явились:

повышение интереса к изучению географии как науки;

успеваемость по предмету;

высокий уровень знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой подготовке;

повышение работоспособности учащихся на уроке;

быстрое восприятие нового материала на уроке;

создание обстановки рабочего настроения, благоприятного микроклимата;

развитие таких черт личности, как самостоятельность, творчество, стремление к реализации накопленных знаний, признание права на самобытность каждого члена общества, формирование личных суждений.

В ходе исследования подтверждена педагогическая целесообразность использования туристско-краеведческой подготовки, направленной на активизацию познавательной деятельности, как фактора развития личности и необходимого условия повышения эффективности образовательного процесса. Из всех форм туристско-краеведческой подготовки наиболее привлекает внимание путешествия и походы, они и должны являться основной формой занятий по туристско-краеведческой подготовке. В ходе занятий интенсивно шел процесс интеллектуального обогащения учащихся. Это связано стой особенностью туристско-краеведческой подготовки, что она позволяет легче и быстрее восстанавливать прежние следы, активизировать в памяти давно забытое. Непосредственное соприкосновение с объектами и явлениями, реальные впечатления дают возможность углубить знания, а вместе с тем укреплять познавательный интерес. В ходе туристско-краеведческой подготовки открывается простор исследованию, поиску, что требует более зоркого наблюдения, умения схватывать главное.

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает вскрытые в психолого-педагогических исследованиях закономерности развития познавательной деятельности, которые могут быть положены в основу системы интересного обучения школьников на занятиях по туристско-краеведческой подготовке.

К числу современных тенденций и подходов к образованию относится предельно полное достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу; включение ее в социально-ценную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами образовательных систем. Учитывая эти тенденции, мы подошли к проблеме активизации познавательной деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки, как к одной из форм географического образования в целом.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что возникает необходимость в разработке структуры туристско-краеведческой подготовки, отражающей новые научные подходы и требования жизни, способной давать целостную систему знаний, умений и навыков, которыми можно руководствоваться в практической деятельности.

Список литературы:

1. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития личности ребенка/Под ред. Остапца-Свешникова А.А. Л.: Подразделение оперативной печати,1993.

2. Андрюшова Ю.С. Влияние географии на развитие эмоциональной сферы личности школьника//География в школе №6/2002.

3. Баринова И.И., Елховская Л. И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988 – 157с.

4. Бардин А. Азбука туризма.

5. Бондаревский В.Б. Развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Пермь,1960

6. Бондаревский В.Б., Когда развивается интерес к знаниям//Народное образование 1961 №9, с.42 – 43.

7. Буткин Г.А., Володарская И.А. Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В кн. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.,1980.

8. Буковская Г.В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. 13.00.06. Теория и методика воспитания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – М, 1997.

9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Изд. центр Вентана – Граф,2002 – 240с; ил.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс,1996.

11. Гревс И.М. История в краеведении//Краеведческий альманах «Мое Отечество» №2, 1991.

12. Гревс И.М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру//Экскурсии в культуру. – М.:1925.

13. Даринский А.В. Вопросы туризма в школьном курсе географии.

14. Даринский А.В. Урок географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1984.

15. Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1966. 391с.

16. Заир-Бек Е.С. Влияние обучения в учебном процессе на формирование познавательных интересов учащихся// Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Л., 1983, с.70-76.

17. Звягинцев Е.В. Родиноведение и локализация в школе. – Москва – Л, Госиздат 1924.

18. Иванов И.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.с. 7-29.

19. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч./Под. ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – с.536.

20. Крупская Н.К. Пед. соч. – М.: Издательство АПН РСФСР,1959. т.3. – с.24.

21. Корнеев В.П. Дидактические условия формирования познавательных интересов. 13.00.02. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Киев,1981.

22. Коструб А. Медицинский справочник туриста. – М.: Профиздат, 1990.

23. Крылова О.В. Интересный урок географии. – М.: Просвещение, 1989 – 94с.

24. Куликов В.М., Некрасова И.Б. Урок – поход//География в школе.№5/1997.

25. Ланина И.Я. Методика формирования познавательного интереса у школьников в процессе обучения физике. 13.00.01. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – М.,1975.

26. Левитов Н.Д. Профессиональные и учебные интересы 8-ков. Сборник «Способности и интересы»/Под ред. Левитова Н.Д. и Крутецкого В.А. – М: АПН РСФСР.

27. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. – Алма-Ата, 1964.

28. Ляндзберг А.Ф. Мониторинговые исследования в практике работы лаборатории экологии ГДТЮ//Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования. – СПб,1993 - №17.

29. Методика преподавания региональной географии в школе/Никонова М.А., Душина И.В. – М.: Астрель,2003 – 188с.

30. Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. – М.: Просвещение, 1985.

31. Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение. Познание. Воспитание. Отдых. – М.: Наука,1991 – 119с.

32. Остапец – Свешников А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М.: Педагогика, 1985.

33. Пономарева И.Н. Проблемы экологии в практике современного экологического образования// Содержание регионального компонента экологического образования при апробации учебных пособий в образовательной области. – СПб.:экология, 1994.

34. Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе. – СПб. Образование,1994.

35. Райков Б.Е. О психологии экскурсии. К вопросу о биологических основаниях экскурсионной педагогики. – Л., 1927.

36. Развитие познавательной самостоятельности при изучении физической географии. – М.: Просвещение, 1983. (под редакцией Бариновой И.И., Герасимовой М.).

37. Родоман Б.Б. Искусство путешествий// Наука о культуре. Итоги и перспективы.– М., 1995, №3.

38. Родин А.Ф. История родного города. – М.,1951.

39. Савченко Е. Краеведческий подход при изучении географии// Мое Отечество, 1992 № 2.

40. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1979 – 127с.

41. Ставровский А.Е. Внеклассная краеведческая работа. – М.:АПН РСФСР, 1951.

42. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1971.С. 196.

43. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982 208 с.

44. Щенев В.А. Использование краеведческого материала для развития самостоятельности учащихся.// География в школе, 1963 №6.

45. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971.

46. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М.: Учпедгиз, 1966.

47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.// Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989 – 554с.



Pages:     | 1 | 2 ||
 





<


 
2013 www.disus.ru - «Бесплатная научная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.