WWW.DISUS.RU

БЕСПЛАТНАЯ НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

Pages:     | 1 || 3 |

«СОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………. Глава I.Состояние проблемы активизации познавательной ...»

-- [ Страница 2 ] --

Общественно полезная направленность в ходе туристско-краеведческой подготовки по географии требует от учителя такта, сочетание учительского руководства с детским руководством, обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся. Общественно полезная направленность осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановки опытов, экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.

Профессиональная направленность учащихся является важнейшей частью туристско-краеведческой подготовки по географии. Профессиональная направленность по географии может быть использована в воспитательном и диагностическом аспектах. Они тесно взаимосвязаны. Для реализации воспитательного аспекта необходимо использовать мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации их на определенную профессию. Для изучения качеств личности учащихся могут быть использованы разнообразные формы: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Экологическая направленность связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы, формирование элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду.

Современность содержания и форм туристско-краеведческой подготовки: туристско-краеведческая подготовка должна отражать все новое. Темпы развития науки и техники требуют от учащихся умения ориентироваться в потоке новейшей информации. Большую роль в настоящее время играют активные формы и методы работы. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.

Важным моментом в соблюдении учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Игровые ситуации, в которых оказываются учащиеся во время экскурсий, путешествий, кружковых занятий, помогают в воспитании, поскольку максимально охватывают эмоциональную сферу учащихся, а это обеспечивает переход знаний в стойкие убеждения.

Сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся – это требование связано с дифференцированным подходом к учащимся, общественно – полезной направленностью туристско-краеведческой подготовки по географии и является производным от них.

Выражение интересов учащихся невозможно без добровольности и самостоятельности. Необходимо, чтобы основой вовлечения учащихся в процесс туристско-краеведческой подготовки по географии был не эпизодический интерес, а познавательные интересы учащихся. Поэтому организовывать и проводить мероприятия следует таким образом, чтобы они удовлетворяли любознательность, учитывали интересы учащихся, требовали проявления их волевых качеств. Это подводит учащихся к добровольному участию в процессе туристско-краеведческой подготовки.

Одно из требований – системность. Системность обеспечивается планированием работы, преемственностью форм содержания и методов ее организации. Проведение туристско-краеведческой подготовки по географии должно учитывать требование непрерывного развития данной работы. Например, кружковая деятельность перерастает в факультативные занятия; эпизодические экскурсии и походы сменяются дальними путешествиями и комплексными экспедициями.

Соблюдение всех указанных выше требований способствует созданию системы туристско-краеведческой подготовки, которая характеризуется самостоятельной деятельностью учащихся при решении различных проблем, учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности, интерес учащихся перерастает в социально – значимую мотивацию.(39).


1.3.Современное состояние проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в практике туристско-краеведческой подготовки.

Туристско-краеведческая подготовка – это важный этап обучения учащихся. Туристско-краеведческая подготовка помогает учащимся не только изучать свой край, наблюдать процессы развития и взаимосвязи компонентов природы, результаты хозяйственной деятельности человека. Главное, что туристско-краеведческая подготовка помогает приобретению умений исследовательского характера, подготавливает учащихся к практической деятельности, учит ребят ориентироваться в различного рода жизненных ситуациях. В процессе туристско-краеведческой подготовки, ребенок не сторонний наблюдатель, изучающий природу, как бы со стороны и свободно экспериментирующий с ней в интересах сиюминутной пользы, часть природы, и как таковая, он включается в нее, не нарушая ее балансов.

Исходя из выше сказанного, мы видим важность роли туристско-краеведческой подготовки в обучении учащихся, но каково же на практике положение с данной проблемой.

Исследования Т.И. Шамовой и Е.С. Заир-Бек (16, 42) показали, что география входит в группу мало предпочитаемых предметов. Ученики, не имеющие расположенности к географии, называли причиной этого неинтересное преподавание, необходимость запоминания большого объема материала, а те учащиеся, которые оказывают предпочтение географии, объясняют это «интересным содержанием и практическим значением». И здесь, туристско-краеведческая подготовка может достаточно помочь в поддержании интереса к содержанию, практической значимости в связи с окружающей действительностью. И хотя прошло уже достаточно много времени со времени исследований Т.И. Шамовой и Е.С. Заир-Бека, как показывают результаты констатирующего эксперимента нашего исследования, на вопрос анкеты «Интересно ли Тебе заниматься туристско-краеведческой подготовкой?» положительно ответило только 36%.

Школьники, которым интересно заниматься туристско-краеведческой подготовкой объяснили это тем, что «в процессе туристско-краеведческой подготовки узнаешь много интересного и полезного (таблица 1). (таблица 1).

Всего учащихся Интересно Равнодушны Неинтересно
120 36 40 44


Проведенные опросы выявили, что подростков привлекают активные формы деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки. Особенно им запомнились уроки – походы, уроки – экскурсии, факультативные занятия.

В анкетах ученики выразили следующие пожелания: «чаще проводить экскурсии и путешествия», «больше давать практических заданий», «хотелось бы заниматься в факультативах или кружках по туристско-краеведческой подготовке». Можно сделать вывод о стремлении подростков к активным действиям, к творческой деятельности, к самостоятельности в познании. У ребят часто прослеживается потребность в ярких впечатлениях, в практическом применении полученных знаний. Туристско-краеведческая подготовка, в этом смысле, позволяет удовлетворить интерес к проблемам окружающей действительности.

К сожалению, как показал опрос учителей – географов, туристско-краеведческой подготовке уделяется не достаточно внимания. На вопрос анкеты «Проводится ли в Вашей школе систематическая работа по туристско-краеведческой подготовке?» утвердительно ответили лишь 12%. (таблица 2).

(таблица2).

Формы туристско-краеведческой подготовки Систематически Редко Никогда
Экскурсии 42 47 11
Походы выходного дня 29 46 25
Многодневные походы 9 17 64
Кружки т.к. п. 34 42 34
Факультативы т.к.п. 24 38 48
Практические занятия 27 53 20

Большинство учителей – организаторов дополнительных форм обучения географии, используют это время как дополнительные часы для изучения программного материала, при этом главные задачи туристско-краеведческой подготовки – овладение школьниками целостным восприятием окружающего мира, подготовка к практической деятельности, часто не решаются. Это можно объяснить тем, что большинство учителей не владеют методикой организации и проведения туристско-краеведческой подготовки, направленной на всестороннее развитие личности; в большинстве школ нет условий (материальной базы) для проведения туристско-краеведческой подготовки.

Несмотря на этот факт, собеседование с учителями выявило, что они осознают необходимость проведения занятий по туристско-краеведческой подготовке, направленной на удовлетворение интересов учащихся.

Результаты анкетирования учителей показали, что практически все учителя осознают значение активизации познавательного интереса в процессе туристско-краеведческой подготовки для успешного протекания образовательного процесса в школе (таблица 3).

В чем, по вашему мнению, заключается значение активизации познавательной деятельности в процессе занятий по туристско-краеведческой подготовке?

(таблица 3).

Активизация познавательной деятельности Да Нет Не знаю
1.Способствует повышению качества знаний.
82

14

4
2.Создает условия для развития личности.
74

22

4
3.Способствует желанию и умению самообразования.
49

31

20
4.Создает положительные условия для мотивации обучения.
54

28

18

Посещение уроков и различных форм туристско-краеведческой подготовки показало, что 50 – 60% времени отводится речевой деятельности и, хотя ее влияние на развитие ребенка велико, все же словесные методы обучения значительно обедняют эмоциональный фон занятий, в результате чего снижается и уровень познавательного интереса (таблица 4а, 4б).

Количество учащихся, отметивших стимулы познавательного интереса в содержании и организации туристско-краеведческой подготовки.

(таблица 4а).

Стимулы познавательного интереса. % к числу опрошенных
1. Постановка проблемы. 65%
2. Практические работы. 82%
3. Экскурсии (походы). 91%
4. Самостоятельные работы. 63%
5. Занятия – исследования. 85%

Количество учителей, использующих стимулы познавательного интереса в содержании и организации туристско-краеведческой подготовки.

(таблица 4б).

Стимулы познавательного интереса Количество учителей
часто редко никогда
1. Постановка проблемы. 76 20 4
2. Практические работы. 56 44
3. Экскурсии (походы). 30 70
4. Самостоятельные работы. 87 13
5. Занятия – исследования. 34 60 6

В ходе констатирующего эксперимента учащимся были заданы вопросы, непосредственно касающиеся знаний и умений по туристско-краеведческой подготовке.

Известно, что успех любого похода зависит от, того, какая будет погода – хорошая или плохая. Поэтому прогноз погоды представляет для каждого участника несомненный интерес. Для того чтобы иметь возможность составлять прогноз погоды по местным признакам, необходимо тщательно следить за ее состоянием и изменениями. В условиях похода приходится ограничиваться визуальными наблюдениями. Основными объектами наблюдений являются – облачность, направление и скорость ветра, примерная температура, атмосферные явления, поведение животных и растений.

В этой связи, ребятам были предложены варианты заданий на выявление знаний о признаках изменения погоды. Учащиеся должны были, опираясь на ранее полученные знания, записать по 3 – 5 признаков изменения погоды.

Проанализировав ответы учащихся, мы собрали общий ответ, который выглядит так:

I.Признаки ухудшения погоды:

1.Появление сплошной облачности.

2.Птицы низко летают над землей.

3.Изменение температуры воздуха.

II.Признаки сохранения плохой погоды:

1.Погода не улучшается.

2.Облачность без прояснения.

3.Давление почти не изменяется.

III.Признаки улучшения погоды:

1.Исчезают низкие облака.

2.Птицы вновь летают высоко.

3.Насекомые летают роем.

IV.Признаки возможной ночной грозы:

1.Ощущается духота в воздухе.

2.Появляются кучевые облака.

3.В природе все «замирает».

В целом ответы были правильные, но мало кто из ребят дал больше 2 – 3х вариантов ответов, в основной массе ответы дублировали друг друга. Лишь небольшое количество учащихся уделило внимание основным объектам наблюдений таким как, направление и скорость ветра, изменение давления и влажности, атмосферным явлениям (туман, роса…).

На наш взгляд, если бы теоретические знания учащихся по данному вопросу были бы закреплены на практических занятиях по туристко-краеведческой подготовке, предполагаемые ответы выглядели бы следующим образом:

I. Признаки ухудшения погоды.

1.Ночь перед ухудшением погоды всегда бывает теплой.

2.На горизонте к вечеру появляются перистые облака. Чем быстрее движутся облака, тем быстрее приближается ненастье.

3.Вечерняя заря багровая, солнце садится в тучу.

4.Дым низко стелется над землей, роса не появляется.

5.Птицы низко летают над землей.

6.Соль становится влажной.

II. Признаки сохранения плохой погоды.

1.Давление почти не изменяется.

2.Ветер – слабый или штиль..

3.Облачность – сплошная, без прояснения.

4.Отсутствуют признаки улучшения погоды.

III. Признаки улучшения погоды.

1.Давление воздуха повышается.

2.Сильный порывистый ветер во время дождя.

3.В низинах к вечеру появляется туман.

4.Исчезают низкие облака. Солнце садится на безоблачном небе.

5.Птицы летают высоко, комары летают роем.

IV. Признаки возможной ночной грозы.

1.Температура воздуха вечером почти не понижается, вечер бывает теплым, душным.

2.Вечером туман и роса не появляются или быстро исчезают.

3.К вечеру остаются высокие кучевые облака, частично перешедшие в слоисто – кучевые.

Выводы:

Анализ современного состояния туристско-краеведческой подготовки показал существенные недостатки в решении данной проблемы, которые объясняются многими социально-экономическими, психолого-педагогическими противоречиями. Несмотря на столь большое внимание ученых – методистов к проблеме активизации познавательной деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки, в школе этот вопрос не всегда решается удовлетворительно. Об этом свидетельствует анкетирование учащихся, анализ посещенных занятий по туристско-краеведческой подготовке, а также результаты проверки туристско-краеведческих знаний и умений. В некоторых случаях недостатки объясняются объективными причинами, в частности тем, что значительно увеличен объем теоретических знаний, увеличилось количество абстрактных понятий. Содержание и объем материала не всегда позволяет учителям укладываться в отведенное программой время, и времени на туристско-краеведческую подготовку, как правило, не хватает. Это значит, что почти вся туристско-краеведческая подготовка переносится на внеурочное время. В условиях перегруженности учащихся обязательными знаниями, найти время на эту деятельность, и самое главное – желание, крайне трудно. Однако туристско-краеведческая подготовка, как форма дополнительного образования, открывает широкие возможности для формирования в детях способности к конструктивному диалогу, у учащихся вырабатывается положительная самооценка как следствие адекватного осознания своих возможностей, активизируется процесс развития творческих способностей, вырабатывается гибкость поведения.





Творчески работающие учителя, ищущие учителя не могут не задавать себе вопросы: как воспитать творчески мыслящую личность? Как использовать колоссальные возможности, таящиеся в окружающей природе? Как выполнить кропотливую, подчас рутинную работу и сохранить при этом творческое горение? И здесь, туристско-краеведческая подготовка имеет большие возможности.

Проведенная работа по вопросу активизации познавательной деятельности учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки, результаты педагогического эксперимента показали актуальность выбранной темы, позволили сделать некоторые выводы:

1. В активизации познавательной деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки решающую роль играют те знания учащихся, которые они приобретают через изучение родного края. Эта работа протекает тем успешнее, чем больше в местном материале конкретизируются общие знания или на их основе облегчается понимание общих явлений и закономерностей. Поэтому а) местный материал должен использоваться не отрывочно, не эпизодически, а систематически и в органической связи с общим материалом, б) вместе с тем, он должен не выступать как самоцель, а иметь вспомогательное значение и не перегружать общий материал.

2. В процессе туристско-краеведческой подготовки перед учащимися возникают познавательные задачи, которые требуют от них их разрешения. Успех в работе зависит от организации такой деятельности школьников, в которой они опираются на изученный программный материал или на имевшиеся в опыте конкретные представления.

Развитие и активизация познавательного интереса связана с успешным решением все более усложняющихся познавательных задач, когда непосредственный интерес достигает достаточной устойчивости.

Преждевременность постановки таких задач без учета указанного фактора не приводит к успеху и ослабляет интерес.

3. Высокий уровень развития познавательной деятельности может быть обеспечен, когда эта деятельность опосредована значительной целью, выступать как ведущий осознанный мотив.

Возможность широкого применения приемов и форм работы в процессе туристско-краеведческой подготовки требует от учащихся не только опоры на знания и опыт, но и овладение самыми разнообразными навыками и умениями. Это делает сам процесс туристско-краеведческой подготовки привлекательным.

5. В процессе туристско-краеведческой подготовки выделяются специфические формы работы, в значительной степени характерные для этой деятельности. Это – экскурсии, походы, практические занятия…Они становятся для школьников заманчивой перспективой. Вместе с тем, в них, как нигде раскрываются межпредметные связи, они открывают простор для развития активности и самостоятельности школьников. Все это активизирует познавательную деятельность учащихся.

II. Теоретические основы туристско-краеведческой подготовки.

2.1.Принципы, основы и цели туристско-краеведческой подготовки.

Реформа общеобразовательной школы, будучи направленной, на повышение уровня образования и воспитания молодежи, ориентирует педагогов и родителей, уделить самое серьезное внимание, всестороннему развитию личности, имея в виду и расширение туристско-краеведческого подготовки.

Одной из актуальных проблем при разработке основ туристско-краеведческой подготовки остается уточнение смыслового значения некоторых терминов.

По мнению Остапца-Свешникова А. А. (32), туристско-краеведческая подготовка – это комплексное освоение детьми окружающего мира: освоение природы, истории, культуры, экономики изучаемого региона в их связях. В туристско-краеведческой подготовке преобладает активное познание – изучение, исследование, преобразование объема путешествия, похода, экскурсии.

Туристско-краеведческая подготовка включает в себя все основные элементы туризма, краеведческого поиска, экскурсионной и музейно-выставочной работы, является новым понятием, в самой своей сущности отличным от составляющих его частей, так как синтетически соединяя их, создает через их тесную взаимообусловленность и взаимодействие качественно новый педагогический комплекс, способный оказывать на личность всестороннее воздействие и этим способствовать ее гармоничному развитию.

Туристско-краеведческая подготовка – это эффективное средство воспитания. Именно на этом принципе строил свою туристско-краеведческую работу В.А. Сухомлинский. Его многочисленные прогулки в лес, к реке, в поле с детьми носили познавательный характер. «Настоящее моральное воспитание невозможно без воспитания эмоционального», писал В.А. Сухомлинский (41).

Как любая система, туристско-краеведческая подготовка в школе представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно – методических взаимосвязях и взаимоотношениях. В комплекс элементов туристско-краеведческой подготовки, помимо всего остального, входят ее цели, задачи и принципы.

Средствами туристско-краеведческой подготовки усовершенствуются знания, умения и навыки учащихся, в этом состоит обучающая цель всего туристско-краеведческого образования. Углублять и расширять знания учащихся, исходя из интересов и специальных способностей. Развивающая цель туристско-краеведческой подготовки – формирование и развитие логического мышления, креативности, умений учебного труда, воспитание личности. Туристско-краеведческая подготовка дает предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка; при этом стараются учитывать уже имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые. Туристско-краеведческая подготовка обладает дополнительными возможностями – вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию. Поэтому улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов также можно считать специфической целью туристско-краеведческой подготовки.

Основными задачами туристско-краеведческой подготовки являются, во-первых; всестороннее изучение учащимися природных и социально – экономических условий родного края, во – вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков, учащихся в целях глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы

Вся организация туристско-краеведческой подготовки определяется ее методологическими основами. Особое значение в организации и развитии туристско-краеведческой подготовки учащихся имеют дидактические принципы, которые являются основополагающими требованиями и служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения.

Дидактический принцип научности, как считает Остапец – Свешников А. А. (32), используется, прежде всего, в планировании туристско-краеведческой и экскурсионной работы и реализуется в системном подходе к решению этой задачи, и его следует рассматривать как единую систему деятельности. Осуществляется принцип научности в туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности также в предварительном изучении районов путешествия, при обработке собранных материалов, подготовке учащихся к выполнению соответствующей работы в туристском походе.

Нравственное воспитание юных туристов предполагает опору на коллектив. Принцип коллективизма играет большую роль, ибо только сплоченный коллектив может пройти сложный маршрут, выполнить поставленные задачи. Сплоченность детского коллектива туристов – основное условие успеха и результативности их поисково-познавательной деятельности. Эффективности воспитания способствует наличие общественно – значимой цели. Доступная для понимания учащихся общественно значимая цель, овладев сознанием участников похода, становится стимулом активности туристов, мобилизирует энергию, направляет их деятельность. Отличительной чертой туристского краеведения как средства развития коллектива, является то, что на экскурсиях, в походах и путешествиях учащиеся выступают перед общественностью как представители своей школы, района, области. Принцип воспитания в коллективе делает школьный туризм эффективным средством всестороннего воздействия на личность подростков. Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей в содержании и использовании многообразных форм деятельности. Индивидуальный подход к детям в организации туристского краеведения помогает педагогу, опираться на положительные качества ученика.

Огромную роль в туристском краеведении играет принцип последовательности и систематичности. Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части которой органично взаимосвязаны, образуют целостное единство. Его реализация предполагает непрерывность педагогического процесса в ходе туристско-краеведческой подготовки, требует преемственности в воспитательных воздействиях. Важно, чтобы учебная и воспитательная работа на экскурсиях и путешествиях являла собой качественно новый этап, способствующий закреплению ранее полученных знаний, умений и навыков. Реализации данного принципа мешает отсутствие во многих случаях обоснованного планирования. Отсутствие системы в организации и проведении туристско-краеведческих мероприятий часто не приносит желаемого эффекта.

Принцип доступности в туристско-краеведческой подготовке реализуется через ее содержание. Туристско-краеведческая подготовка обладает наибольшей демократичностью, не подчеркивающей и не разделяющей подростков на способных и одаренных, с одной стороны, и неспособных, неодаренных – с другой, как это часто бывает в учебном процессе. Демократичность туристско-краеведческой подготовки предполагает успешное участие в ней школьников с любым уровнем физического, интеллектуального и эмоционального развития, ибо она не требует достижения высоких показателей, как в спорте, не предполагает интеллектуальной одаренности, как, например, в художественных видах деятельности. Разнообразие форм туристско-краеведческой подготовки, постоянное их чередование снимает все виды напряженности и способствует оптимальному общению между всеми членами коллектива.

Поскольку туристско-краеведческая подготовка во многом обучающая, ей свойственны такие педагогические принципы, как прочность усвоения знаний, умений и навыков, а также соединение наглядности обучения с развитием абстрактного мышления. Прочность усвоения знаний, умений и навыков достигается в ходе туристско-краеведческой подготовки уже тем, что участник похода, экскурсии экспедиции, как говорят, трижды проходит свой маршрут: готовит и изучает особенности родного края, района, совершает по нему переход и обрабатывает собранный материал перед походом, в походе и после него материал. В такой интенсивной системе изучения района путешествия прочность знаний достаточно высокая. Прочности усвоения знаний, умений и навыков содействует также непрерывная деятельность, связанная с выполнением так называемых дежурных обязанностей. Качество этих работ оценивается товарищами.

Одним из важнейших принципов педагогики, особенно успешно осуществляемым в процессе туристско-краеведческой подготовки, является принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния. Эта деятельность способна одномоментно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности учащихся, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного, оздоровительного процессов.

С достаточным основанием можно сказать, что туристско-краеведческая подготовка учащихся регулируется всеми, без исключения принципами педагогики в их своеобразном преломлении. (32).

Основы туристско-краеведческой подготовки закладываются еще в начальных классах. С первого года обучения дети начинают знакомиться с окружающей их социальной и природной средой: местными природными и историческими объектами, растениями, животными, полезными ископаемыми и т. д. Этому способствуют элементарные наблюдения, которые они ведут в связи с уроками и на экскурсиях.

Значительно возрастает роль туристско-краеведческой подготовки на уроках природоведения. Учащиеся 3 – 5 классов знакомятся с трудом людей, природными явлениями, наблюдают сезонные изменения. Результаты наблюдений над природой своего края, почерпнутые во время экскурсий, походов или путешествий, используются на уроках. В процессе преподавания истории использование материалов туристско-краеведческих экскурсий и путешествий позволяет строить обучение на богатом конкретном материале, что содействует повышению научного уровня знаний. Широкий простор для организации туристско-краеведческой подготовки открывается перед учителем в процессе преподавания биологии. При изучении курса биологии у школьников формируются простейшие навыки составления гербариев, коллекций. Вещественные свидетельства богатства родной природы, отражение вопросов ее охраны составляют драгоценное достояние биологических кабинетов, школьных туристско-краеведческих музеев и уголков.

Использование краеведческих материалов, полученных в ходе туристско-краеведческой подготовки, на уроках русского языка и литературы не только расширяет кругозор учащихся, но и побуждает их к вдумчивому анализу жизни родного края.

Работая над сбором и систематизацией материалов, юные краеведы пополняют знания, полученные в школе. Этому способствует анализ информации периодической печати, консультации у специалистов. В результате у них накапливается богатый материал в виде таблиц, диаграмм, фотографий, который используется в дальнейшем, и в частности в целях учебно-воспитательной работы. Так туристско-краеведческая подготовка помогает воспитанию чувства хозяина своего края.

Туристско-краеведческая подготовка находит свое место на уроках математики и астрономии: измерение длины и ширины рек, определение скорости движения, ориентирование по звездам, определение высоты холма, горы, ведение группы по азимуту. Широкую возможность для познавательной деятельности с детьми имеют преподаватели физики и химии. Все, что окружает в походе: вода, воздух, земля, камни… обладает физическими и химическими свойствами. Туристско-краеведческая подготовка способна повысить активность и интерес к пению и рисованию. Наблюдения картин реальной действительности, приобщение к художественному творчеству способствует не только эстетическому воспитанию, но и формируют общие мировоззренческие взгляды.

на экскурсиях.

2.2. Краеведческий принцип – в туристско-краеведческой подготовке.

В школьную практику понятие «краеведческий подход» вошло как один из конкретных случаев проявлений краеведческого принципа в обучении. Как считает Е. Савченко (39), если краеведческий принцип – это всестороннее использование краеведческих источников в организации учебно-воспитательной работы, то краеведческий подход как конкретный методический прием проявления краеведческого принципа – это уточнение, конкретизация, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности. В одной из работ по методике школьного краеведения И. С. Матрусов отмечает, что под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным географическим материалом в целях повышения качества усвоения знаний.

А.В.Даринский (15), опираясь на исследования А.С. Баркова, Д.Д. Семенова, обосновал, что краеведческий принцип обеспечивает научность обучения, связь с жизнью, сознательное усвоение социального опыта, воспитание личностных качеств учащихся. Краеведческий принцип рассматривается им как специфическая форма культуры, как общественно значимая ценность, основанная на народном и научном знании.

Из вышесказанного следует, что термин «краеведческий принцип» по своему смысловому значению не может быть синонимом термина «краеведческий подход». Краеведческий принцип – это основа организации всех видов учебно-познавательной деятельности, краеведческий подход – лишь составная часть, способ его успешной реализации.

В последние годы туристско-краеведческая подготовка получила новый импульс в связи с усилением региональной политики в изменившихся условиях. Формирование географической культуры стало магистральным направлением развития школы. В связи с этим возникли новые тенденции в развитии туристско-краеведческой подготовки. Краеведческий принцип включен во все программные документы базовой, полной и высшей школы при изучении географии, охраны природы, экологии.

При осуществлении краеведческого принципа в ходе туристско-краеведческой подготовки в сознании учащихся устанавливается связь между изучаемыми географическими понятиями и закономерностями и их проявлениями на конкретной территории. В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий с помощью фактов окружающей действительности, то есть истолкование проявления общего на примере процессов и явлений, происходящих в данной местности. Актами установления ассоциативных связей при осуществлении туристско-краеведческого подхода в преподавании географии в одних случаях выступают непосредственно краеведческие сведения учащихся, а в других – краеведческие знания учащихся, их жизненный и познавательный опыт. Основное назначение краеведческого подхода, направленное на практическое осуществление связи обучения географии с жизнью - это повышение познавательной активности учащихся, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.

В основе краеведческого подхода лежит сравнение, которое дает желаемые результаты при условии, если один из двух сравниваемых фактов (явлений) хорошо известен учащимся. С целью краеведческого подхода при изучении географии используется тот материал, который учащиеся сами собрали во время походов, экскурсий, обработали и превратили в экспонаты.

Знаменитый русский педагог К. Д Ушинский писал: « В памяти нашей сохраняются с особой прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания, и что к такой врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем отвлеченные идеи, которые без этого изгладились бы быстро».

По мнению авторов (29),значение краеведческого принципа состоит в том, что, при изучении своего края, своей местности у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий, недоступных для непосредственного наблюдения. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «От известного – к неизвестному, от близкого – к далекому». Благодаря краеведческому принципу осуществляется связь обучения с жизнью. Как, каким образом осуществить краеведческий подход, как вооружить учащихся знаниями о своей местности, своем крае?

По мнению А. З.Сафиуллина (40), для выполнения этих задач, необходима определенная система туристско-краеведческой подготовки в школе. Основу такой системы составляет постепенное накопление знаний о своей местности в ходе проведения туристско-краеведческой подготовки, их дальнейшее углубление расширение и использование этих знаний при изучении различных разделов и тем курса географии. Так, например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем больше возможностей у учителя в осуществлении краеведческого подхода в процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников жизненным и познавательным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края значительную роль играет туристско-краеведческая подготовка.

По мнению Иванова И.В.(18), краеведческий принцип осуществляется в учебном процессе, взаимодействуя с другими дидактическими принципами, во взаимопроникновении, взаимосвязи с ним, что является типичным диалектическим свойством каждого дидактического принципа. Краеведческий материал выступает в обучении в форме наглядности, в форме конкретных примеров, он способствует активизации мышления учащихся, помогает уяснению сути теоретических положений и связи их с жизнью, с практикой, т.е. делает их доступными для понимания и усвоения.

Положительная оценка краеведческого принципа распространяется не только на методику географии, но и на другие области учебной работы. Краеведческий принцип широко вошел в практику преподавания истории, биологии и обучения в начальных классах. Следовательно, есть основания признать краеведческий принцип общедидактическим и включить его в общепринятый комплекс таких принципов.

На уроках географии, как ни на каких других, наглядные средства обучения используются во всем их широком спектре. Особенно удачно использование на уроках картин, отображающих те или иные географические объекты и явления. Но качество и разнообразие этих картин на сегодняшний день – это одна из проблем, связанных с использованием наглядных средств обучения на уроках географии.

Один из путей разрешения этой проблемы видится в использовании на уроках географии картин, выполненных самими учащимися (картин хорошего качества), причем, выполненных путем рисования с натуры, во время туристских походов, экскурсий или по памяти, после проведенных походов или экскурсий. Работы, выполненные самими учащимися, всегда вызывают неподдельный интерес и внимание со стороны других ребят, и особенно если они выполнены при непосредственном их созерцании. При этом и сами учащиеся, выполнявшие работы, приобретают географическое мышление, учатся синтезировать и анализировать существенные и несущественные признаки того или иного объекта или явления. И вот всю эту работу: развитие географического мышления и одновременно эстетического вкуса, можно с высокой результативностью проводить в ходе туристско-краеведческой подготовки. Как писал И. Гревс (11), « Человек обнаруживается перед нами как познавательно – творческое существо. Творчество духовное необходимо и равноправно с производством хозяйственных благ, как предмет краеведческих исканий».

2.3.Содержание и формы организации туристско-краеведческой подготовки.

Основными формами туристско-краеведческой подготовки являются экскурсии, походы, экспедиции, географические путешествия, наблюдения, практические работы, поисковая деятельность, кружковая работа. Именно в формах, методах и приемах организации туристско-краеведческой подготовки заложены большие возможности формирования и развития у учащихся познавательных способностей, которые содействуют активному усвоению знаний, выработке умений и навыков использования этих знаний в решении учебно-познавательных задач. Познавательная активность в процессе туристско-краеведческой подготовки вызывается его новизной, тем, что способствует углублению знаний, побуждает учащихся к творческой деятельности.

В современной школе туристско-краеведческая подготовка, как правило, проходит в классных аудиториях, что не позволяет развивать пространственное мышление, «искусство видеть», а это в свою очередь негативно сказывается на развитии интереса к их изучению. Очевидным становится и вывод, что учащиеся лишены в большинстве случаев возможности комплексного восприятия территории. В связи с этим, является целесообразным в процессе туристско-краеведческой подготовки использование уникальных возможностей экскурсий.

По мнению Бариновой И. И., Елховской Л. И., Николиной В.В. (3), географические экскурсии – одна из форм туристско-краеведческой подготовки учащихся, во время которой происходит накопление у школьников правильных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсий, в осуществлении туристско-краеведческого принципа обучения. На экскурсиях на природу учащиеся овладевают многими умениями, прежде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими географические объекты и хозяйственную деятельность людей. При непосредственном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территориальные единства (комплексы) – как простые (старица, прирусловой вал и др.), так и более сложные (овраги, балки и др.). Изучение взаимосвязей между слагающими природный комплекс компонентами подводит школьников к пониманию того, что основной закономерностью природно-территориальных комплексов является их целостность. Изменение одного из компонентов неизбежно приводит к изменению и всех остальных; при этом могут возникнуть неизбежные процессы. Познание закономерностей развития природных комплексов и процессов, происходящих в них, способствует формированию мировоззренческой убежденности учащихся и осознанию необходимости бережного отношения к природе и ее естественным ресурсам. Во время экскурсии на промышленное предприятие учащиеся знакомятся с производственным процессом в данной отрасли, с организацией и путями повышения эффективности производства на предприятии и с содержанием труда рабочих различных профессий.

Таким образом, географические экскурсии составляют важное звено в системе туристско-краеведческой подготовки в школе, при этом следует иметь в виду усложнение от класса к классу содержания экскурсий, практических работ и выясняемых причинно – следственных связей, так как система учебных экскурсий подводит учащихся к формированию «природно-территориальный комплекс».

В содержание экскурсий включаются задания, выполнение которых позволяет учащимся изучать в пределах конкретных комплексов взаимозависимость между слагающими их компонентами и взаимосвязи между отдельными комплексами, а также овладевать умениями, наблюдать направленность природных процессов в их естественном течении, так и связи с хозяйственной деятельностью человека. Экскурсии в ходе туристско-краеведческой подготовки, носят, прежде всего, исследовательский характер, а учащиеся, принимающие участие в них, обычно заинтересованы в результатах. Обычно экскурсии по характеру изучения материала делятся на тематические и комплексные, по месту нахождения объекта они бывают ближними и дальними. Педагогическая ценность географических экскурсий огромна. На экскурсиях учащиеся под руководством учителя наблюдают подлинные географические объекты. Эта форма наглядности способствует сознательному усвоению материала. Учащиеся не только видят, но и осязают или измеряют изучаемое, следовательно, полнее воспринимают географический объект, чем его изображение. Выполнение учащимися практических работ на экскурсии способствует активизации восприятия, в связи с чем, обостряется внимание и повышается интерес к изучаемому материалу. Активность учащихся в процессе наблюдения на экскурсии способствует прочности запоминания.

Работа на экскурсии развивает мыслительные способности учащихся. В процессе экскурсий они сравнивают объекты изучения, выделяют существенные черты, устанавливают между ними связи и т.д. Мыслительная работа учащихся сопровождается словесным оформлением. Речь учащихся становится образной, так как в основе познания лежит богатый ощущениями процесс восприятия. Образные, содержательные представления, полученные на экскурсиях, служат материалом для создания многих географических понятий. Экскурсионное изучение помогает бороться с формальным заучиванием определений географических терминов. Навыки, воспитываемые в процессе экскурсий, имеют большое практическое значение. Обычно их называют экскурсионными.

На основе собственных наблюдений во время экскурсий, учащиеся делают выводы. В процессе этой работы в умственном развитии школьников происходят качественные изменения. Они обуславливаются усложнением деятельности во время экскурсий, обогащением познавательного и жизненного опыта, ростом значения второй сигнальной системы. Познавательные интересы школьников приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер. В процессе приобретения знаний во время экскурсий, учащиеся стараются обращать внимание на главное в изучаемом материале, выделять существенные стороны, связывать изучаемый материал с ранее приобретенным..

Овладение знаниями в процессе туристско-краеведческой подготовки путем постановки перед учащимися на разных этапах экскурсий познавательных задач и вопросов на сравнение и сопоставление, ведет к активизации познавательной деятельности учащихся. Сравнение туристско-краеведческого материала с изучаемыми фактами и явлениями в географии побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, приучает их к самостоятельным выводам и обобщениям, способствует установлению связей и взаимосвязей в географических явлениях. Организация систематических экскурсий занимает значительное место в обогащении жизненного опыта учащихся и вооружении их краеведческими знаниями.

По мнению Никоновой М. А. (30), предварительное обогащение учащихся туристско-краеведческими знаниями и познавательным опытом во время экскурсий дает им возможность активнее участвовать в решении таких учебных проблем, как:

а) сравнение изучаемых фактов со своими жизненными наблюдениями;
б) вычленение в них черт сходств и различия;

в) умение видеть за теоретическими представлениями предметы окружающей действительности.

Это тем более верно, что, размышляя над событиями и фактами, которые школьники увидели непосредственно на экскурсиях, они устанавливают между ними довольно сложные связи, приобретающие системный, обобщающий характер.

Важной формой туристско-краеведческой подготовки являются наблюдения и практические работы, выполняемые вне экскурсий. Известно, что основные процессы, происходящие в природе, могут быть отнесены к четырем группам.

Первая группа – метеорологические явления, комплекс которых определяет данный сезон.

Вторая группа – биологические процессы, происходящие в живой природе.
Третья группа – гидрологические процессы.

Четвертую группу процессов составляют геоморфологические процессы.

Для всех групп характерны сезонный ритм, взаимосвязанность и обусловленность их друг другом. Изучение в школе этой ритмичности, особенно годовой, представляет большой практический интерес, потому что позволяет раскрыть перед учащимися динамику природных процессов. Изучение ритмичности происходит во время наблюдений и практических работ.

На основе живого созерцания объектов и явлений осуществляется восприятие, раскрываются закономерности, проводятся обобщения, делаются выводы и в итоге формируются знания, необходимые для использования их в практической деятельности. Чем конкретнее и образнее представляют учащиеся предмет изучения, тем активнее протекает процесс осмысления и обобщения знаний, полученных на уроке.

По мнению Е. Савченко(39),такая форма туристско-краеведческой подготовки, как непосредственное наблюдение учащимися процессов и явлений окружающей действительности, является высшей формой проявления наглядности в обучении географии.

Краеведческие наблюдения в процессе туристско-краеведческой подготовки позволяют не только познакомить учащихся с многообразными явлениями и процессами, но и показать взаимную связь физико и экономико-географических явлений, подвести к пониманию природы, как единого целого, где все связано и взаимообусловлено.

Известно, что восприятие всегда связано с прежними представлениями, деятельностью мышления и памяти, поэтому наглядное обучение во время непосредственного восприятия является действенным средством для активизации познавательной деятельности

Организация наблюдений в природе не мыслится без проведения практических работ. Практические работы играют немаловажную роль в накоплении краеведческого материала. Большинство практических работ тесно связано с наблюдениями. Выполняя практические работы, учащиеся более глубоко постигают изучаемые явления и причинно – следственные связи между ними, закрепляют полученные о них знания и практические умения ведения наблюдений в природе и выясняют взаимосвязи между компонентами природного комплекса.

Стандарт содержания географического образования предполагает деятельностный подход в обучении, поэтому туристско-краеведческая подготовка должна осуществляться не формально, а при обязательном условии единства содержательной и операционной стороны. В реализации деятельностного подхода особое значение имеют полевые исследования. Полевые исследования позволяют учащимся приобрести новые знания в результате самостоятельной поисковой деятельности, сформировать исследовательские умения и навыки, необходимые не только в учебе, но и в жизни, развить познавательный интерес. В процессе полевых исследований объектом изучения и источником знаний выступает природа. Исследуя ее, у учащихся формируются ценностные ориентиры, оценочные суждения и личностные отношения к природе. Участие в полевых исследованиях требует овладения туристской техникой и тактикой, поэтому туризм становится неразрывной частью краеведения. В этой связке краеведение обеспечивает познавательную деятельность и интеллектуальное развитие школьников, а туризм – технико-тактическую подготовку, безопасность и комфорт в полевых условиях.

Походы – это более длительные по времени и расстоянию пешие переходы. Часто походами называют пешие экскурсии. Походы являются любимым видом отдыха учащихся, они знакомят школьников с жизнью и культурой людей, богатствами родной природы. Походы воспитывают любовь к родному краю, выносливость, поэтому так велико их образовательно-воспитательное значение.

Туристско-краеведческие походы по длительности делятся на однодневные и многодневные. Однодневные походы расширяют географические знания учащихся, способствуют накоплению краеведческих знаний для использования их в учебном процессе, они посвящены обычно определенной тематике.

Цели похода: познавательная, общественно – полезная и оздоровительная. Познавательная цель включает знакомство с достопримечательностями по маршруту следования и комплексные физико-географические наблюдения. Общественно полезная работа - сбор краеведческого материала или выполнение заданий других организаций. Оздоровительная цель также важна, как и первые две.

Пожалуй, одной из основных форм туристско-краеведческой подготовки, привлекающих внимание учащихся, остаются географические путешествия (походы). Исследования показали, что географическую литературу в 6 – 8 классе читают около половины учащихся, при этом отдают предпочтение книгам о путешествиях, о природе и жизни людей в разных уголках Земли.

В связи с этим целесообразно на начальном этапе изучения курса физической географии использование уникальных возможностей путешествия. По мнению И. М. Гревса (12), школьникам этого возраста присуще желание путешествовать. В такой склонности детей (как и взрослых) к путешествию заключены огромные возможности педагогического воздействия, целый комплекс средств для проведения образовательных и воспитательных заданий, как бы особая школа. И эта особая школа включает в себя и активизацию познавательной деятельности учащихся

По мнению Б. Е. Райкова (35), всем кто когда- либо путешествовал, хорошо известно, что дорога создает особую эмоциональную настроенность, особое душевное состояние. Причем это состояние характеризуется обострением восприятия. Отправляющемуся в путешествие предоставляется возможность новой активной жизни. Кроме того, человека, впервые идущего по избранному маршруту, чувствует себя открывателем новых земель. Знакомясь с литературой о районе путешествия, пользуясь картой и исправляя ее, ведя дневник, путешественник повторяет труд географа- путешественника, а, значит, активизируются все познавательные процессы, протекающие у ребенка.

И. М. Гревс (12), считал, что центральным признаком любой экскурсии является путешественность. Под этим образом (путешествие) или лучше понятием (путешественность) кроется богатое психологическое содержание. Экскурсия осуществляется движением человека к миру в сложной динамике исследовательского воодушевления, остро пробуждающейся интуиции и творческого порыва (11). Экскурсия путешествие, как часть туристско-краеведческой подготовки, предстает перед нами как некий уникальный фонд, из которого человеком черпаются мысли, огромный запас знаний и душевной энергии.

И.М. Гревс отмечал, что самая главная черта в природе «экскурсии» это непосредственное соприкосновение человека с миром через активное путешествие к нему. Он называет дальнюю экскурсию одним из « лучших орудий образования», считая ее возбудителем «целых серий образовательных течений, процессов, познаний, эмоций, волнений, созиданий».

По мнению Родомана Б. Б.(37), мы понимаем путешествие, как форму организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают. Термин « путешествие » охватывает комплекс понятий: это и «путешествия от домашнего порога » по городу, однодневные пригородные т дальние - многодневные путешествия. В настоящем путешествии существует один объект изучения – это непрерывный ландшафт. Только одна цель и задача путешествия – всесторонний контакт с ландшафтом. Когда путешествовать – значит идти, чтобы чувствовать, как изменяется пространство вокруг нас. И, естественно, что только при такой постановке цели и задачи, можно в должной мере активизировать познавательную деятельность учащихся. Идея организации экскурсий- путешествий с учащимися возникла в русской школе под влиянием передовых взглядов К. Д. Ушинского, Д. Д. Семенова, Ф. Я. Гердта.

По мнению Б. Ф. Омельченко (31), специфика активного и прочного усвоения географического материала в ходе путешествий и экскурсий в подростковом возрасте, прежде всего, связана с давно известным, но не до конца изученным механизмом «импринтинг » (запечатление). Этот механизм служит причиной многих прочных фиксаций, которые могут влиять на поведение человека всю последующую жизнь! Импринтинг действует в процессе путешествий и экскурсий наряду с условно- рефлекторным механизмом и обуславливает особую легкость восприятия и запоминания наглядно – образных объектов и связанных с ним слов преподавателя.

Таким образом, путешествие рассматривается как средство приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям через собственный опыт, через эмоциональное переживание, что является действенным средством формирования и развития познавательного интереса школьников, который проявляется в результате систематического, целенаправленного включения их в самостоятельную деятельность по изучению окружающей природы.

Как считает И. Н. Пономарев (35), в процессе туристско-краеведческой подготовки на экскурсиях, в путешествиях – учащиеся часто остаются « наедине» с природными и историческими объектами и только внутренняя приобщенность подростков к общечеловеческим ценностям может стать гарантией корректности их поведения. Человек, лишенный идеалов, нравственных начал, оказывается неспособен, отдавать себе отчет в реальных последствиях принимаемых им решений. Поэтому одной из главных задач путешествий и экскурсий является формирование экологической культуры учащихся, которая проявляется в отношения, установках, мотивах, реальных поступках и действиях. «Экологическая культура – это важнейшая часть общей культуры современного человека, проявляющаяся во всей духовной жизни и поступках, как особое свойство личности о понимании ценности природы».

Одной из наиболее широко распространенных форм туристско-краеведческой подготовки, по мнению И. И Бариновой, Л. И. Елховской, В.В.Николиной (35), являются географические кружки, как составная часть географических факультативов. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, способствуют активизации самостоятельности, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Активность кружка возрастает, если работа в кружке имеет общественную значимость.

Чтобы интерес к кружковым занятиям не снижался, необходимо чередовать виды деятельности: теоретическую и практическую. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявлять свою активность и интерес. Любой навык приобретается в процессе тренировки, упражнений, овладения сложными умениями. Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

1. Занимательные. Их основная задача – привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

2. Кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений учащихся, полученных на уроке.

3.Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков, и знаний по определенным вопросам.

4. Кружки, посвященные специальным вопросам географии, например этнографический кружок. Эти кружки способствуют углубленному изучению, какого – то узкого раздела географии.

Кружки первой группы формируют поверхностный интерес к географии. На занятиях этих кружков используется много занимательности. Занимательность, воздействую на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей.

На занятиях кружков второй группы совершенствуются знания, полученные на уроках. Именно к этой группе кружков чаще всего относятся кружки по изучению природы родного края или области.
Кружки третьей группы имеют большие возможности для развития у учащихся представлений о значении географической науки в народном хозяйстве страны. Кроме практических навыков и умений, у учащихся формируются познавательные интересы.

Кружки четвертой группы проводятся с учащимися, интерес которых географии достаточно высок. На занятиях групп двух последних кружков по географии создаются благоприятные возможности для развития творческой активности учащихся. В целом, можно сказать, на занятиях всех групп кружков активизируется познавательная деятельность школьников, что благотворно влияет на общий уровень знаний по предмету.

Наиболее гибкой формой активизации познавательной деятельности учащихся является включение в школьную практику факультативных курсов, которые активизируют мышление, развивают инициативу и творческую деятельность учащихся, формируют у них навыки самостоятельной работы, а также, во многом, определяют углубленное приобретение знаний, способствуют развитию индивидуальных интересов ребят. Как считает И. И. Баринова (35), опыт проведения факультативов показывает, что там, где факультативы поставлены хорошо и ведутся достаточно квалифицированно, они неизменно вызывают устойчивый интерес, повышают знания и умения. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, их дофакультативная подготовка, а также учет возрастных особенностей детей. Практика показывает, что в начале учебного года преобладают словесные методы, количество самостоятельных работ невелико. По мере накопления знаний деятельность учителя и учащихся постепенно меняется, и преобладают практические методы. По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеурочные. К классным факультативам относятся семинары, консультации, встречи со специалистами, камеральная обработка материалов и другие; к внеурочным – экскурсии, практические работы на местности.

Таким образом, при всем разнообразии содержания факультативных занятий общим является то, что факультативы – неразрывно связаны с урочными занятиями, продолжают и развивают их, влияют на их качество. Для всех факультативных курсов характерно следующее: постоянная опора на туристско-краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ. Результатом занятий школьников в различных факультативах являются их стабильные успехи по предмету.

Школьные краеведческие музеи являются одной из форм туристско-краеведческой подготовки школьников, так как развивают у учащихся творческую самостоятельность, общественную активность в процессе сбора, исследования, обработки, оформления материала – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность. Создание музея – это собирательская и поисковая работа. Основой создания музея является туристско-краеведческая подготовка. Обычно сбор необходимых материалов начинается с самостоятельного изучения источников. Пути сбора материалов разнообразны. Основной и самый главный – краеведческий поиск. Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музея с учебным процессом в школе. Учитываются темы уроков, которые могут проводиться с использованием музейных экспонатов.

Географические экскурсии, путешествия, походы уже давно вошли в практику туристско-краеведческой подготовки. По мнению В.М. Куликова, И.Б. Некрасовой (24), одной из радикально новых форм, пока еще мало применяемых, является урок – поход, т.е. учебный день на туристской тропе.

Высокая педагогическая цена такого учебного дня на природе объясняется тем, что здесь процесс познания идет через радость ребенка, через удовольствие активного, самостоятельного освоения им предметов и явлений в их подлинном, натуральном виде, а не опосредованно через рассказ учителя, часто довольно скучный, хотя и сопровождаемый иллюстрациями и демонстрациями наглядного материала. Только здесь, вне школы, есть, то, чего так не хватает «учебной скамье», _ живое восприятие реального мира и личный практический опыт освоения его. А ведь только на основе такого соединения живого созерцания с практикой может затеплиться в сознании собственная глубокая и прочная абстрактная мысль.

Формы туристско-краеведческой подготовки могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий (35).

Систематические постоянные. Эпизодические разовые.
1.Кружки по ТКП. 1.Походы.

2.Факультативы по ТКП. 2.ТК вечера.

3.Клубы любителей природы. 3.Недели по ТКП.

4.Туристско-краеведческие музеи. 4.Олимпиады, конкурсы.
Между систематической и эпизодической подготовкой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот.

На успех деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки форма организации работы учащихся оказывает большое влияние. Так, коллективные формы работы помогают втянуть в активную деятельность весь состав группы, между членами которой возникает соревнование, возрастает эмоциональная привлекательность работы. Деятельность всех членов группы должна быть согласована, при этом учитываются особенности совместной мыслительной деятельности, общение в группе развивает критичность мышления, умения слушать, понимать друг друга, излагать свои позиции, защищать их.

Формы туристско-краеведческой подготовки в зависимости от целей и содержания могут быть различными. Важно, чтобы любая форм в организации туристско-краеведческой подготовки наиболее полно раскрывала развитие познавательных способностей учащихся. Важно обеспечить комплексное сочетание различных форм в целесообразной последовательности. Это повышает интерес учащихся к предмету и активизирует познавательную деятельность учащихся в целом.

В процессе туристско-краеведческой подготовки – природная, социальная, производственная среда и родной край; это объекты познания и источники нравственного обогащения, интеллектуального и физического развития учащихся, целенаправленного вовлечения учащихся в различные сферы поисково-исследовательской работы.

Некоторые исследователи считают, что в туристско-краеведческой подготовке можно выделить следующие компоненты. Эти компоненты необходимо учитывать при организации туристско-краеведческой подготовки учащихся, при планировании цели и задач предстоящей работы; при обеспечении сочетания поисковой и общественно полезной деятельности; для поддержания интереса у учащихся.(35).

Компоненты туристско-краеведческой подготовки

обучающий воспитывающий развивающий результативный


Для того чтобы туристско-краеведческая подготовка была интересна и принимаема учащимися, существуют факторы активизации учебно-воспитательной работы, проводимой в этом направлении. Этими факторами являются:

а) содержание краеведческого материала, как источника возбуждения познавательного интереса учащихся, которое способствует осознанному пониманию причинно – следственных связей в природных и экономических явлениях и процессах;

б) практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью.
Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности туристско-краеведческой подготовки, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения.

В процессе теоретического исследования мы пришли к выводу, что в современной воспитательно-образовательной системе туристско-краеведческая подготовка рассматривается как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе воспитание, обучение, развивая подрастающего человека в целом: эмоционально, интеллектуально, нравственно и физически.

Туристско-краеведческая подготовка позволяет избежать игнорирования способности учащихся, особенно младших и средних классов, воспринимать окружающий мир целостно, а также овладевать навыками умственной деятельности, научить учащихся стимулировать духовные состояния и процессы.



III. Педагогический эксперимент.

3.1.Методические рекомендации по организации различных форм туристско-краеведческой подготовки.

В соответствии с общими задачами исследования, сформулированными во введении, перед педагогическим экспериментом были поставлены частные задачи:

разработать рекомендации по организации различных форм туристско-краеведческой подготовки.

подготовить дидактические материалы, посредством которых активизируется познавательная деятельность учащихся.

проверить эффективность влияния различных форм туристско-краеведческой подготовки учащихся в целях организации познавательной деятельности у учащихся.

Педагогический эксперимент проводился в школе № 47 г. Санкт-Петербурга. Осуществляя эксперимент, мы опирались на указанные положения, теоретические суждения, результаты констатирующего эксперимента, передовой опыт учителей и собственный опыт работы в школе.

Основной задачей контрольного этапа эксперимента является установление эффективности влияния занятий по туристско-краеведческой подготовки в целях активизации познавательной деятельности учащихся. Для ее решения потребовалось дать количественную и качественную оценку результатов контрольного эксперимента.

Знакомство с богатствами родного края нельзя ограничить рамками школьных занятий, поэтому в школе № 47 проводятся различные формы туристско-краеведческой подготовки: походы выходного дня, погружения в природу, многодневные походы, экскурсии, факультативные занятия. Приведем примеры лишь некоторых форм туристско-краеведческой подготовки, используемых нами в процессе эксперимента в данной школе.

1). Поход выходного дня по маршруту «Курорт – Дюны»

Во время путешествия учащиеся вместе с родителями практикуются в ориентировании по карте этой части Ленинградской области. Ориентирование на местности по карте включает: ориентирование самой карты, определение на карте точки своего нахождения по ближайшим ориентирам, по рельефу на глаз, сличение карты с местностью. Учащиеся знакомятся с уникальными памятниками природы – дюнами. Они наблюдают, что дюны у моря – это небольшие холмы, до 20 м. Здесь же ставится проблемный вопрос: «На плане местности отметка высоты холма – 80 м. Измерив на местности высоту холма, получаем высоту – 20м. Объясните, почему?» (постановка проблемного вопроса). Учащиеся приходят к выводу, обсуждают понятия «абсолютная» и «относительная высота» наблюдаемых дюн. Наиболее интересны для наблюдения дюны, примыкающие непосредственно к Финскому заливу.

Проводится беседа о причинах образования Сестрорецких дюн. Учитель рассказывает о том, что образование дюн связано с историей возникновения Финского залива. Около 10 тыс. лет назад на месте нынешнего Балтийского моря находился пресноводный замкнутый бассейн, около 7500 лет назад вследствие опускания суши образовалось море, соединившее Балтийское море через пролив с Ладожским озером. В дальнейшем море стало отступать, и около 3000 лет назад Ладога превратилась в озеро, тогда же начали образовываться дюны на берегах Ладоги и Финского залива. Тогда же начали образовываться и Сестрорецкие дюны. К этому времени здесь появился доисторический человек, о чем свидетельствуют археологические находки.

Школьники наблюдают слагающие дюны пески с характерной косой слоистостью, своеобразную растительность, произрастающую на них.

Учащиеся выполняют задания: определяют высоту наблюдаемых дюн на глаз, крутизну склонов, затем проделывают тоже самое при помощи школьного нивелира и эклиметра, составляется план местности – площадная съемка территории Финского залива. На плане видно, что дюны имеют форму подковы, открытой к морю. Учащиеся пытаются ответить на вопрос: почему дюны имеют такую форму? В дополнении к ответам школьников учитель рассказывает, что дюны образуются не только на побережье морей, но и на побережье озер. Южное побережье Ладожского озера – дюнные холмы Новой Ладоги.

Все наблюдения во время похода выходного дня подтверждают своеобразие и уникальность памятника природы Сестрорецких дюн. К сожалению, эта территория не взята под охрану. Дюны заняты постройками различного характера, вырублена растительность. Перед учащимися ставится вопрос «Как сохранить эту уникальную территорию?» Учащиеся вместе с учителем продумывают различные меры сохранения дюн от разрушений – например, было бы целесообразно выделить небольшой участок, занятый наиболее интересными дюнами, и объявить его охраняемым наследием природы и культуры.

Во время подобных походов – выходного дня ребенок находится среди прекрасных пейзажей, видит подлинные памятники природы – все это помогает закрепить в душе школьников чувство прекрасного и интересного от открытия нового, которое служит ориентиром на протяжении всей последующей жизни. Школьники воспринимают изучаемую территорию в единстве ее природного и культурно-исторического аспектов.

Все походы выходного дня строятся так, чтобы учащиеся заинтересовались не только результатами, но и процессом деятельности, так как именно в процессе деятельности активизируются познавательные процессы, протекающие у учащихся. С этой целью использовалось свойственное подросткам стремление к общению. В начале путешествия учитель дает учащимся самостоятельные задания, направляя деятельность учащихся. Во время путешествий учитель руководит, управляет, корректирует и направляет деятельностью учащихся. Главным стимулом поисковой деятельности учащихся и роста их самостоятельности является характер предлагаемых заданий: задания репродуктивного или творческого характера, практические или теоретические. Во время путешествий учащиеся работают в группах, совместная работа дополняет и обогащает каждого из них. Атмосфера совместного учебного труда вызывает повышение интереса к процессу познания и способствует активизации познавательной деятельности.

В ходе туристско-краеведческой подготовки учащиеся отрабатывали умения и навыки не только на практических занятиях, но и непосредственно в процессе проведения экскурсии или похода. Приведем пример похода – выходного дня по маршруту Зеленогорск – Комарово, в ходе которого учащиеся отрабатывали навыки и умения, полученные в процессе теоретической подготовки. (Приложение 1).

Основные смысловые блоки. Деятельность учащихся. Деятельность учителя.
1.Путешествие начинается с карты Ленинградской области, Карельского перешейка, карты спортивного ориентирования р-на Комарово – Зеленогорск. 1. Самостоятельная работа с картой и компасом. 1. Рассказ – беседа о природе района Комарова – Зеленогорск: Природа Карельского перешейка; холмистый рельеф ледникового происхождения, озовые гряды и камы.
2.Ориентирование с компасом и картой; топознаки, масштаб, работа с компасом, одежда и снаряжение. 2.Поиск 3 – 5 контрольных пунктов в районе оз. Щучьего. Участие в беседе о безопасности в путешествиях. 2.Организация соревнований по ориентированию в районе оз. Щучьего (дистанции, контрольные пункты).
3.Организация стоянки у оз. Щучьего. Питание в походе. Здоровье путешественника. Медицинские знания и умения. 3.Организация стоянки, обеспечение чистоты, участие в беседе о физическом и духовном состоянии путешественника. 3.Обеспечение безопасности во время путешествия и стоянки, беседа об основных опасностях во время путешествия.


Pages:     | 1 || 3 |
 





<


 
2013 www.disus.ru - «Бесплатная научная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.