WWW.DISUS.RU

БЕСПЛАТНАЯ НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

Pages:     || 2 | 3 | 4 |
-- [ Страница 1 ] --

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный индустриальный университет

ПАМЯТКА АВТОРУ
ВУЗОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва 2009

УДК 002.2:378(083.132)

ББК 76.17

П15

П15 Памятка автору вузовской литературы / Ред.-изд. совет Моск. гос. индустриального ун-та; Изд. центр МГИУ.— М.: МГИУ, 2009. — 116  с.

Освещаются вопросы внутривузовского книгоиздания: авторское право, порядок рецензирования рукописи учебного издания, правила представления авторского оригинала в издательство МГИУ.

Содержит информацию о видах и структуре вузовских изданий, о составлении библиографических списков; даны образцы оформления титульных листов; таблицы основных, производных и дополнительных единиц физических величин.

Памятка адресована авторам Московского государственного индустриального университета.

УДК 002.2:378(083.132)

ББК 76.17

Материалы раздела по авторскому праву подготовлены
начальником юридического отдела МГИУ О.В. Сгибневой
и ведущим юрисконсультом Т.Н. Мартыновой

© ГОУ МГИУ, 2009


Содержание

Введение………………………………………………………………………...5

I. Основные положения авторского права…………………………………7

1. Нормативные правовые акты, регулирующие авторские отношения
и вузовское книгоиздание…………………………………………………..7

2. Понятие и содержание авторских прав……………………………………..9

3. Служебные произведения. Права автора вуза
на служебное произведение………………………………………………..11

4. Договоры о передаче авторских прав………………………………………14

II. Основные сведения о вузовском книгоиздании.………………………18

1. Название и виды изданий……………………………………………………18

2. Структурные элементы учебных изданий………………………………….20

3. Учебная книга………………………………………………………………..22

4. Методические издания………………………………………………………29

5. Учебно-методическая документация……………………………………….30

III. Порядок подготовки авторского оригинала к изданию……………..31

1. Порядок формирования плана издания внутривузовской литературы…..31

2. Рекомендации по составлению плана-проспекта учебного издания……..31

3. Рецензирование и оценка рукописи учебного издания……………………33

4. Порядок представления рукописи в издательство МГИУ………………...34

5. Правила оформления электронной версии авторского оригинала………..36

6. Участие автора в технологическом процессе подготовки
рукописи к изданию………………………………………………………….44

Заключение……………………………………………………………………..47

Библиографический список…………………………………………………..48

Приложения…………………………………………………………………….49

Приложение 1. Временное положение
об издательской деятельности в РСФСР……………………..51

Приложение 2. Гражданский кодекс РФ. Часть IV. Права на результаты
интеллектуальной деятельности
и средства индивидуализации…………………………………52

Приложение 3. Договор авторского заказа
(на создание литературного произведения
в порядке служебного задания)………………………………..57

Издательский договор

(на литературное произведение, выполненное в порядке
служебного задания)…………………………………………………63

Приложение 4. Основные виды изданий, выпускаемых вузом, и
их краткая характеристика……………………………………..69

Приложение 5. Оформление важнейших основных,
производных и дополнительных единиц СИ…………………75

Приложение 6. Образцы оформления титульного листа,
оборота титульного листа, выпускных сведений и сведений над выпускными данными (по ГОСТ 7.4-95)…………………79

Приложение 7. Технические параметры верстки ……………………….…….83

Приложение 8. Правила оформления библиографических списков
по ГОСТ 7.1-2003……………………………………………..95

Приложение 9. Сокращение слов и словосочетаний
на русском языке. Общие требования и правила………….100

Приложение 10. Сокращение слов и словосочетаний в тексте……………...106

Приложение 11. Структура рецензии на учебное издание…………………..107

Приложение 12. Перечень основных стандартов
по издательскому делу………………………………………109

Введение

Для обеспечения учебного процесса университет на базе издательского и полиграфического центров и центра продвижения учебно-методических разработок (далее издательство) выпускает следующие виды внутривузовской литературы: учебники, учебные пособия, тексты лекций, практикумы, сборники задач, методические указания, учебно-методическую документацию, а также монографии, сборники научных трудов, тезисы и материалы конференций.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет (МГИУ) руководствуется в издательской деятельности Гражданским кодексом РФ и, прежде всего, главой 70 «Авторское право» части IV «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (приложение 2), законами Российской Федерации «Об образовании», «О средствах массовой информации», «Временным положением об издательской деятельности»[1] (приложение 1), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Типовым положением о редакционно-издательском подразделении вуза, другими действующими нормативными актами, регулирующими издательскую деятельность, а также уставом ГОУ МГИУ, положениями об издательском центре, полиграфическом центре и центре продвижения учебно-методических разработок ГОУ МГИУ, иными локальными актами университета.

Выпуск в свет качественного внутривузовского издания — это совместная задача автора, редактора, верстальщика, дизайнера и полиграфиста. Все участники издательского процесса вносят свой посильный вклад в решение этой задачи. Однако не будет преувеличением сказать, что качество будущего издания и оперативность его подготовки во многом зависят от качества подготовки рукописи авторского оригинала.

Памятка автору освещает некоторые вопросы вузовского книгоиздания и подготовки рукописи, состоит из трех разделов и двенадцати приложений.

Первый раздел Памятки содержит перечень нормативных правовых актов, регулирующих авторские отношения, основные положения авторского права: понятие и содержание авторских прав, признаки служебного произведения, сведения о правах автора и вуза на служебные произведения, а также основные положения о договорах, опосредующих передачу авторских прав.

Второй раздел посвящен структуре и содержанию учебной и методической литературы в соответствии с видом издания. Здесь также приводятся правила составления плана-проспекта будущего издания.

Третий раздел Памятки посвящен порядку издания вузовской литературы в издательстве МГИУ, общим требованиям к написанию рецензии и правилам оформления электронной версии рукописи.

В приложениях к Памятке представлены материалы из государственных нормативных документов и справочников по книгоизданию и техническому оформлению книг; извлечения из временного положения об издательской деятельности; некоторые статьи ГК РФ по авторскому праву, сведения об основных видах изданий, выпускаемых вузом, и их краткая характеристика по ГОСТ 7.60–2003 и по нормативным документам Совета по издательской деятельности вузов России при Министерстве образования и науки Российской Федерации; правила написания (обозначения) важнейших основных, производных и дополнительных единиц СИ; правила оформления библиографических описаний и сокращений в библиографическом описании и тексте, бланк рецензии. Кроме того, даны образцы оформления титульных листов учебных изданий и подробное описание приемов оформления электронной версии авторского оригинала, а также представлен перечень основных стандартов по издательскому делу.

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

1. Нормативные правовые акты, регулирующие авторские
отношения и вузовское книгоиздание

Авторское право, являясь неотъемлемой частью общей системы российского права, находит выражение в нормативных правовых актах, являющихся традиционными для всех отраслей права. К числу таких нормативных правовых актов относятся:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Значение норм международных соглашений состоит в том, что в случае противоречия между нормами международных соглашений и нормами российского законодательства преимущество имеют нормы международных соглашений (ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 7 ГК РФ).

С указанными актами можно ознакомиться на официальном сайте Роспатента: www.fips.ru.

2. Конституция Российской Федерации

Исходя из места в иерархии источников российского права высшую юридическую силу имеет Конституция РФ. Законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

3. Федеральные законы

Основным нормативным правовым актом, регулирующим авторские отношения с 1 января 2008 г., является Гражданской кодекс Российской Федерации (ГК РФ), прежде всего, глава 70 «Авторское право» части IV «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (с полным текстом ГК РФ Вы можете ознакомиться на сайте СПС «ГАРАНТ» www.garant.ru).

Гражданский кодекс РФ объединил в себе весь объем всевозможных прав, устанавливаемых в отношении объектов интеллектуальной собственности, в том числе объектов авторского права (литературных, художественных, музыкальных произведений, а также программ для ЭВМ, баз данных и пр.), в том числе:

1) исключительные права на такие объекты, являющиеся имущественными правами;

2) личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя и др.), принадлежащие авторам и являющиеся неотчуждаемыми и непередаваемыми по каким-либо иным основаниям, следовательно, не имеющие значения для хозяйственного оборота, а только сводящиеся к необходимости соблюдения дополнительных требований (например, об указании имени автора при использовании произведения);

3) права на получение вознаграждения в отдельных прямо предусмотренных случаях, в которых ГК РФ разрешает использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой специального вознаграждения или просто предписывает обязательную выплату вознаграждения;

4) иные права (право доступа, право на обнародование и др.).

С введением в действие части IV ГК РФ на территории России утратили силу специальные нормативные правовые акты, регулирующие авторские отношения, возникающие по поводу отдельных объектов авторского права, в том числе Закон РФ от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3523–1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Авторские договоры, заключенные до даты вступления в силу четвертой части ГК РФ, будут продолжать действовать в полном объеме, за исключением тех положений, которые окажутся противоречащими требованиям ГК РФ.

4. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы авторского права:

— Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения». Этим Постановлением утверждены некоторые виды использования произведений литературы и искусства и минимальные ставки авторского вознаграждения;

— Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. и Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г.»;

— Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» и др.

5. Локальные нормативные акты (внутренние документы) юридических лиц (в том числе вузов)

К указанным локальным актам МГИУ можно отнести Устав ГОУ МГИУ, положения об издательском центре, о полиграфическом центре, о центре продвижения учебно-методических разработок. Авторские отношения внутри университета могут также регулировать специальные инструкции по внутривузовскому книгоизданию, приказы ректора и другие документы по вопросам вузовского книгоиздания.

Кроме того, немаловажное значение имеют решения ученого совета ГОУ МГИУ, ученых советов факультетов, филиалов, индивидуальные планы и отчеты преподавателей, трудовые договоры.

2. Понятие и содержание авторских прав

Авторское право — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов имущественными и неимущественными правами, защите прав автора и других правообладателей. Таким образом, авторское право может рассматриваться, с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений; с другой стороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора.

В соответствии со ст. 1256 ГК РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства. Авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, открытия и факты, языки программирования, решения организационных, технических или иных задач.

Авторские права возникают в силу факта создания произведения. В связи с этим авторское право не требует специальных регистрационных процедур и охраняет продукты интеллектуального труда, т.е. произведения, созданные авторами, как результаты творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства самих произведений.

В авторском праве форма произведения имеет приоритет над содержанием, поэтому авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию.

Автор произведения — физическое лицо, творческим трудом которого оно создано. Физические лица, создавшие произведение совместным творческим трудом, являются соавторами. Авторами произведения не могут признаваться лица, которые оказывали только техническую, организационную или финансовую помощь в создании произведения.

Обладателями авторского права могут быть авторы, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение возникает для них в силу различных юридических фактов — создание произведения (авторы), переход авторских прав по наследству (наследники), авторскому договору (иные правообладатели — любые лица), в силу закона (работодатели, в случае создания служебных произведений).

Результатом создания произведения является приобретение автором субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера.

Авторские права имущественного характера иначе еще называют исключительными правами. Под исключительным правом понимается право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

К личным неимущественным правам согласно ст. 1255 ГК РФ относятся:

— право признаваться автором произведения (право авторства);

— право использовать или разрешать использование произведения (право на имя);

— право на неприкосновенность произведения и защиты его от искажений;

— право обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

— право отказаться от ранее принятого решения на обнародование произведения (право на отзыв);

— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства (право на защиту репутации автора).

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Личные неимущественные права принадлежат непосредственно создателю произведения (автору). Данные права не ограничены сроком, являются неотчуждаемыми от личности автора и не могут передаваться другим лицам. Что касается других лиц, прежде всего наследников автора, то они могут приобретать право лишь на защиту личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор, но не на их осуществление.

Согласно ст. 1270 ГК РФ к исключительному (имущественному) праву автора произведения относится:

— право на воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в электронной форме (право на воспроизведение);

— право на распространение экземпляров произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров (право на распространение);

— право публично показывать произведение, то есть демонстрировать оригинал или экземпляр произведения непосредственно либо на экране (право на публичный показ);

— право импортировать экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);

— право переводить или иным образом перерабатывать произведение (право на перевод);

— право на сообщение произведения по кабелю (с помощью радио, телевидения, проводов, оптического волокна и пр.);

— право доводить произведение до всеобщего сведения таким образом, что любой может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору;

— другие права (право на сообщение в эфир, на публичное исполнение, прокат оригинала или экземпляра произведения и др.).

Имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти.

Имущественные права помимо автора могут принадлежать любым иным лицам, которые будут являться в этом случае правообладателями по основаниям, предусмотренным законом. Такими основаниями могут являться переход прав по договору о передаче авторских прав, факт создания служебного произведения в рамках служебного задания работодателя, переход прав по наследству или в результате реорганизации юридического лица.

3. Служебные произведения. Права автора и вуза
на служебное произведение

Для произведений науки, литературы и искусства, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, законодателем установлен особый правовой режим (ст. 1295 ГК РФ).

Служебное произведение — произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

Критерии отнесения произведения к служебным:

— наличие трудовых отношений между автором произведения и работодателем;

— создание произведения должно входить в служебные обязанности работника (должностная инструкция или иной акт, регулирующий трудовые обязанности работника — автора произведения, должны предусматривать в качестве одной из должностных обязанностей работника обязанность по созданию произведений такого рода) или производиться по служебному заданию работодателя;

— произведение должно быть создано работником в рабочее время.

Для профессорско-преподавательского состава МГИУ документом, в котором фиксируется обязанность преподавателя создать произведение в рамках служебного задания, является индивидуальный план и отчет преподавателя, где должна быть зафиксирована обязанность написания соответствующего произведения по заданию (поручению) заведующего кафедрой либо на основании протокола заседания кафедры о распределении соответствующей работы по написанию произведения между несколькими работниками кафедры (с ведома последних).

Для признания служебным произведения автора — работника МГИУ, не относящегося к профессорско-преподавательскому составу, необходимо, чтобы написание (создание) произведения выполнялось по поручению его непосредственного руководителя и входило в его должностные обязанности либо выполнялось по поручению его непосредственного начальника и сопровождалось письменным согласием самого автора на создание произведения в порядке служебного задания.

Созданное в порядке выполнения служебных обязанностей произведение не должно относиться к энциклопедиям, энциклопедическим словарям, к статьям в периодических и продолжающихся сборниках научных трудов, публикациям газет, журналов и других периодических изданий.

Автору служебного произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

— право признаваться автором произведения (право авторства);

— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование);

— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Работодателю принадлежит исключительное (имущественное) право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

Это положение стороны вправе изменить, предусмотрев иное в трудовом или другом договоре между работодателем и автором.

Наличие у работодателя исключительного права на служебное произведение означает, что он вправе:

— использовать произведение с целью получения прибыли или без таковой;

— передавать исключительные права на служебное произведение другому лицу;

— сохранить произведение в тайне.

При этом заключения специального соглашения (договора) между работником и работодателем о передаче исключительного права не требуется, исключительное право возникает у работодателя в силу закона с момента создания произведения автором. Однако возможно и заключение договора на служебное произведение, что закону не противоречит (приложение 3). При отсутствии договора план издания сопровождается документом (соглашением, приложением к плану издания), в котором указывается срок сдачи рукописи в издательство, дата начала использования и способы использования произведения.

Гражданский кодекс РФ предусматривает случаи, когда работодатель может лишиться своего исключительного права. Так, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение будет принадлежать работнику как автору произведения.

Условие о вознаграждении за использование служебного произведения может иметь несколько возможных форм, например:

в состав заработной платы работника, предусмотренной трудовым договором, включается и вознаграждение за создание и использование служебного произведения;

за каждое служебное произведение, созданное работником и использованное работодателем, работнику выплачивается премия в размере ____ рублей;

в состав заработной платы работника включается вознаграждение за создание и использование работодателем его служебных произведений. Но если использование какого-либо служебного произведения приносит работодателю доход в сумме, превышающей ____ тысяч рублей, то работнику выплачивается 10% от суммы дохода, превышающего ____ тысяч рублей.

Все эти формы являются законными, поскольку служебное задание (творческая деятельность автора) выполняется в рамках трудовых обязанностей автора. Форма и размер вознаграждения определяются соглашением между автором и работодателем.

В каждом экземпляре служебного произведения в знаке охраны авторского права указывается правообладатель исключительного права (ГОУ МГИУ).

Порядок выплаты вознаграждения за создание служебного произведения законом не установлен и регулируется трудовым договором или иным соглашением сторон.

4. Договоры о передаче авторских прав

Гражданский кодекс РФ предусматривает несколько видов авторских договоров, опосредующих переход имущественных прав.

Каждый договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение этого условия влечет ничтожность договора, то есть договор считается незаключенным. Договоры могут быть как возмездными, так и безвозмездными. В том случае, если договор является возмездным, цена является существенным условием договора, при отсутствии в возмездном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

1. Договор об отчуждении исключительного права
на произведение (ст.ст. 1285, 1234 ГК РФ)

Указанный договор предусматривает обязанность автора или иного правообладателя передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Следует отметить, что переход исключительного права возможен и без заключения договора — при создании служебного произведения либо в случае перехода исключительного права в порядке наследования или в результате реорганизации юридического лица.

По договору об отчуждении исключительного права автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме другой стороне.

Ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора.

2. Лицензионный договор (ст.ст. 1286, 1235–1238 ГК РФ)

Указанный договор предусматривает обязанность автора или иного правообладателя (лицензиара) предоставить (при заключении договора или в будущем) приобретателю (лицензиату) право на использование произведения в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования произведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, считается не предоставленным лицензиату.

Лицензионный договор обязательно должен предусматривать:

— предмет договора путем указания на произведение, право использования которого предоставляется по договору;

— способы использования произведения.

В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование произведения. Если территория в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять его использование на всей территории Российской Федерации.

Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на произведение. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.

Лицензионный договор может предусматривать:

— предоставление лицензиату права использования произведения с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

— предоставление лицензиату права использования произведения без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

В одном лицензионном договоре в отношении различных способов использования произведения могут содержаться условия о предоставлении исключительных и неисключительных правомочий на использование произведения соответствующими способами. Например, лицензиаром может быть предоставлено исключительное право на перевод произведения на какой-либо иностранный язык и неисключительное право на распространение тиража произведения, изданного лицензиатом на основании лицензионного договора.

Разновидностью лицензионного договора является издательский лицензионный договор (ст. 1287 ГК РФ). Так, если одной из сторон договора — лицензиатом — является издательство, на которое в соответствии с договором возложена обязанность издать произведение, лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, указанного в договоре, либо в разумный срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким образом убытков и потребовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором в полном объеме.

Ответственность автора по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора.

3. Договор авторского заказа (ст.ст. 1288–1290 ГК РФ)

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Если договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на созданное в будущем автором произведение, к нему применяются правила по договору об отчуждении исключительного права (см. пункт 1 настоящего раздела).

Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору применяются правила о лицензионном договоре (см. пункт 2 настоящего раздела).

Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

В случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения может быть предоставлен дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок. По истечении льготного срока, предоставленного автору для доработки произведения, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.

Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

II. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВУЗОВСКОМ КНИГОИЗДАНИИ

1.  Название и виды изданий

Название учебного издания должно соответствовать названию учебной дисциплины или ее раздела согласно классификатору Государственного образовательного стандарта (ГОС) или названию новой дисциплины (авторского курса), введенной в план учебных занятий ученым советом университета.

Основные виды учебных изданий представлены на рис. 1, где они выделены по двум признакам: по объему и характеру информации. Кроме учебных изданий, в вузе выпускают научные, производственно-практические и рекламные издания. В помощь авторам вузовской литературы составлено приложение 4, в котором даны термины и определения основных видов вузовских изданий (учебных, научных и производственно-практических, рекламных) в соответствии с ГОСТ 7.602003 и справочно-инструктивными материалами, разработанными Советом по издательской деятельности вузов России при Министерстве образования и науки Российской Федерации, чтобы автору было легче увидеть различия между учебными, научными и производственно-практическими изданиями.

Если для определения вида издания автор решит воспользоваться официальными справочно-нормативными материалами Российской книжной палаты и справочниками по книговедению, то ему необходимо обращаться к информации разделов «Виды непериодических изданий» «Виды изданий по характеру информации» «Учебные издания».

Однако следует обратить внимание на то, что принадлежность произведения к тому или иному виду окончательно определяет издательство, автору же необходимо лишь знать, над каким видом издания (учебным пособием, монографией[2], практикумом, методическими указаниями или учебной программой) он начинает работать. Это позволит правильно поставить цели и задачи при работе над рукописью, так как структура издания, его содержание, характер изложения учебного материала зависят от вида издания.

Основные требования к структуре и содержанию учебных изданий в зависимости от объема и характера предложенной студентам информации изложены в нижеследующих подразделах.

Учебная книга (книжное издание объемом более 48 страниц)

Методические издания (брошюра объемом до 48 страниц)

Учебно-методическая документация
(брошюра объемом до 48 страниц или листовка до 4 страниц)

Рис. 1. Основные виды учебных внутривузовских изданий


2. Структурные элементы учебных изданий

В учебном издании даются специально отобранные в некотором объеме и адаптированные в соответствии с читательским адресом сведения, характеризующие основы науки и практической деятельности в соответствующей области.

Общие требования к тексту вузовского учебного издания определяются целями и задачами учебного процесса в высшей школе. Наиболее важные из них:

1. Объем, структура и содержание учебного издания должны:

— соответствовать современным представлениям о предмете и программе учебной дисциплины, т.е. объему знаний, который входит в предметную область дисциплины;

— учитывать психолого-педагогические особенности процесса обучения, уровень подготовленности учащихся;

— обеспечивать преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, внутридисциплинарные и междисциплинарные связи, непрерывность отдельных видов подготовки.

2. Учебное издание должно предоставить студенту возможность самостоятельной работы по изучению дисциплины:

— текст учебного издания должен быть доступен для понимания;

— предмет дисциплины должен быть изложен полно, последовательно точно и логично;

— рукопись учебного издания должна иметь логичную рубрикацию, содержать примеры, задачи, контрольные вопросы, справочно-поисковый аппарат (указатели, словари, справочные сведения, библиографические списки) и сведения о возможности использования современных информационных технологий;

— символика предметной области дисциплины, системы и единицы измерения должны быть выбраны корректно с соблюдением отечественных и зарубежных стандартов (приложение 5).

Важнейшие структурные элементы рукописи учебных изданий

Обязательные структурные элементы рукописи учебного издания:

— введение;

— основная часть с системой рубрикации по главам
или по разделам;

— заключение;

— список литературы;

— оглавление (содержание);

— дидактический аппарат (вопросы, примеры, упражнения).

Вспомогательные структурные элементы рукописи:

— вспомогательные указатели;

— списки условных обозначений и сокращений;

— примечания, библиографические ссылки и комментарии.

Универсальная модель структуры учебного издания с обязательными, вспомогательными и дополнительными (необязательными) элементами представлена на схеме (рис. 2).

Рис. 2. Универсальная модель структуры учебного издания для высшей школы[3]

3. Учебная книга

Учебная книга: учебник, учебное пособие, текст лекций, учебно-методическое пособие, сборник задач (упражнений), практикум (в т.ч. лабораторный практикум) — это книжное учебное издание объемом более 48 страниц.

Учебную книгу условно можно разделить на две крупные функциональные части (рис. 3): произведение (литературное, авторское) + аппарат издания.

Работая над основным текстом учебной книги, автору обычно приходится решать вопросы:

— целесообразности включения данного фактического материала в издание;

— возможности и необходимости выноса данного материала из основного текста в приложения.


Учебник Учебное пособие
Аппарат
учебного издания
1. Заглавие и другие титульные элементы 2. Издательская аннотация (реферат) 3. Оглавление (содержание) 4. Предисловие (послесловие) 5. Дидактический аппарат вопросы, примеры, упражнения 6. Вспомогательные указатели 7. Библиографический список, библиографические ссылки 8. Списки условных обозначений и сокращений 9. Примечания и комментарии 10. Колонтитулы, колонцифры 11. Эпиграфы, посвящения, абреже
Учебное
произведение (общая модель
учебного
произведения)
1. Введение 2. Основная часть 3. Заключение 4. Приложения (дополнительный текст)

Рис. 3. Функциональное деление учебной книги[4]

Приложения — элемент дополнительного текста учебного издания. Это материалы справочного, документального или иного характера, основная задача которых — дополнять основное содержание книги информацией, которую нецелесообразно вводить в основной текст.

В учебном пособии приложения используются довольно часто, особенно если необходимо привести большой объем фактографического учебного материала: таблицы, иллюстрации, диаграммы и т.п. В приложении могут быть приведены фрагменты источников, справочные и расчетные материалы, различные официальные и нормативные документы, вспомогательные выводы, материалы, помогающие читателю решать практические задачи и т.п.

  • Материал приложений удобнее выделить в самостоятельный справочный отдел в конце книги.
  • Если приложений несколько, их нумеруют и ставят над каждым из них тематический заголовок.
  • Нумерация таблиц, формул, рисунков в каждом приложении должна быть самостоятельной.
  • Отдел «Приложения» обязательно вносится в оглавление (содержание) книги.

Кроме того, создавая учебную книгу, автор должен уделять особое внимание работе над аппаратом издания (указателями, библиографическим списком, затекстовыми примечаниями, словарями, списками сокращений и условных обозначений).

Аппарат издания не только облегчает пользование книгой, но и способствует систематизации приобретенных знаний, обеспечивает связь с другими средствами обучения: обучающими компьютерными пособиями и программами, аудиовизуальными пособиями, со справочной, научной и иными видами литературы.

Аппаратом издания принято называть совокупность материалов, которые дополняют основной текст, поясняют его, позволяют читателю быстрее отыскивать нужные элементы текста и легче воспринимать содержащуюся в книге информацию. Кроме того, аппарат облегчает соответствующую обработку издания в библиотеках, в книготорговых и информационных организациях.

Аппарат прежде всего повышает практическую ценность книги. Он позволяет, не перечитывая книгу заново, легко находить в ней нужные фрагменты текста, конкретный фактический материал и обеспечивает возможность рассматривать содержание с разных сторон. Аппарат теснейшим образом связан с целевым и читательским назначением издания. В учебной книге он необходим для эффективной самостоятельной работы студентов. Назначение аппарата издания в учебной литературе — облегчить понимание, усвоение и запоминание учебного материала. Поэтому обязательным элементом и характерным признаком учебного издания является дидактический аппарат, в состав которого входят учебные задания, контрольные вопросы, примеры, упражнения, тесты.

Основные элементы аппарата издания: титульные листы, предисловие и послесловие, прикнижная аннотация, примечания и комментарии, списки условных обозначений и сокращений, библиографический список, вспомогательные указатели, оглавление (содержание), колонтитулы, колонцифры, эпиграфы, посвящение, абреже.

Титульные листы с выходными сведениями — необходимый элемент книжного аппарата, который упрощает и сокращает путь книги к читателю. Выходные сведения, размещенные, как правило, на титуле, его обороте и концевой полосе, — это тексты, которые содержат основные сведения об издании, его краткую характеристику и индивидуальные шифры, облегчают читателю поиск книги, а также обработку в библиотеке и книжном магазине.

Введение и предисловие — это разные функциональные части издания.

Введение не является элементом аппарата книги. Это элемент основного текста, который представляет собой вводную, вступительную часть авторского произведения (обзор, исторический экскурс и т.п.). Его пишет сам автор.

Цель введения: ознакомить с содержанием, проблематикой учебной дисциплины (лекции, семинара, лабораторных занятий и т.д.), основными направлениями, методами и формами ее освоения; теоретически, методически и психологически подготовить (вызвать интерес) студента к изучению предложенного автором материала.

Предисловие — это элемент аппарата книги, то есть вводная часть издания. Его может написать как автор, так и рецензент, редактор или кто-то по заказу издательства. Задача предисловия в учебной книге (в классическом случае) — охарактеризовать особенности данного издания по сравнению с уже имеющимися по данному курсу и определить его место и роль в учебном процессе. Предисловие может содержать сведения о неосвещенных в книге и нерешенных проблемах, принципах отбора материала и построения книги.

Заключение и послесловие — это тоже разные части издания.

Заключение — это завершающая часть авторского текста, его может написать только автор. Именно в учебной книге заключение приобретает особое значение, так как учебная и научная книга должна не только давать информацию, но и учить логике мышления. Без заключения логика нарушается: исчезает синтезная, обобщающая часть в изучении учебной дисциплины, поскольку в заключении подводится итог изложения учебного материала. В нем также может быть приведена информация о нерешенных вопросах в конкретной области знаний, разных научных школах, о гипотезах, об основных направлениях дальнейшего развития данной науки.

Цель заключения: обобщение учебного материала, основные выводы, рекомендации и прогноз развития учебной дисциплины (науки, общественной деятельности).

При отсутствии заключения основной текст учебного или методического издания должен быть завершен обобщающей фразой или несколькими фразами (абзацем).

Недопустимо, когда отдельная глава, а то и вся книга заканчивается
рисунком или формулой

Послесловие — это элемент затекстового аппарата, то есть завершающая часть издания, элемент, в котором поясняется и дополняется содержание основного текста. Послесловие предпочтительнее предисловия в том случае, когда в пояснениях надо опираться на знакомство читателя с основным текстом издания, или тогда, когда издатель и автор не хотят влиять на восприятие читателем материала книги до его знакомства с ним.

Прикнижная аннотация — важный элемент аппарата книги. Она помещается на обороте титула и составляется только для данного издания (тома, выпуска, части).

Цель издательской аннотации: в краткой и ясной форме ознакомить читателя с содержанием и назначением книги, дать сведения об ее достоинствах и особенностях.

В учебных изданиях указывается, программе какой дисциплины соответствует книга, для какой специальности она предназначена, и приводится полный читательский адрес.

Примечания и комментарии — элементы аппарата книги, помогающие разобраться в сложностях ее содержания. Это пояснения и дополнения к основному тексту, когда существует вероятность, что читатель может понять текст не в полном объеме или понять его неправильно. Разница между этими понятиями состоит главным образом в том, что примечания — это сравнительно краткие дополнения к основному тексту или пояснения небольших его фрагментов, терминов, носящие характер справки и не содержащие толкования этих фрагментов, а комментарии — это более развернутые тексты, дающие толкование произведения в целом с той или иной стороны или толкование его фрагментов.

По авторской принадлежности примечания и комментарии делятся на авторские (написанные автором) и издательские (подготовленные издательством: редактором, переводчиком или каким-либо специалистом по заказу издательства). В учебных книгах чаще всего используются авторские примечания.

Списки условных обозначений и сокращений помогают читателю работать с текстом. Обозначения и сокращения облегчают и ускоряют процесс чтения: не приходится тратить время на многократное прочитывание развернутого наименования, термина и т.п., что при сквозном чтении отвлекает и утомляет читателя.

В списки включают только те условные обозначения и сокращения, которые приняты именно в данном издании.

Списки целесообразно помещать перед основным текстом произведения. Список не следует делать большим — читатель должен его зрительно охватить и запомнить. Большие списки сокращений лучше перенести в конец книги как справочное приложение.

Библиографический список наряду с библиографическим указателем и ссылками отражает использованные, цитированные, а в учебной книге в обязательном порядке рекомендуемые издания и документы.

Все описания в списке должны быть составлены в соответствии c ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (приложение 8) и ГОСТ 7.1293 «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила» (приложения 9, 10).

Библиографический список в учебном издании должен состоять из нескольких наименований рекомендованной к изучению литературы. Как правило он не должен превышать 10–15 наименований. Большой список студент либо оставит без внимания, либо будет вынужден наводить дополнительные справки о том, на каких книгах он должен остановить выбор. Тем не менее, если автор все-таки считает необходимым дать в книге такой объемный список, то его следует рубрицировать, сгруппировав приведенные описания по более мелким темам.

Вспомогательные указатели очень важны в учебной и научной литературе. Они выполняют две основные функции:

— поисковую — указатель дает возможность выборочного чтения книги, помогает, не перечитывая книгу заново, быстро находить в ней нужный фрагмент текста, сведения об интересующем читателя предмете, имени, событии и т.д.;

— ориентирующую — указатель сообщает, о каких предметах, лицах событиях, явлениях и т.д. можно найти информацию в книге.

Без указателей поиск нужных фрагментов материала книги занял бы много времени.

Указатели бывают разные. Основной признак, по которому они делятся на виды, — это объект поиска. По этому признаку различают указатели: предметные, тематические, терминологические, указатели имен, названий, фактографических элементов книги (иллюстраций, таблиц и т.п.), элементов текста (документов, символов, формул, цитат и т.п.); по принципу расположения рубрик: алфавитные (по алфавиту заголовков), хронологические, нумерационные и т.д. В одной книге может быть несколько указателей.

Оглавление (содержание) — важнейший элемент справочно-сопроводительного аппарата издания, который не только позволяет читателю легко и быстро найти в книге нужный материал, но и дает ему общее представление о тематическом содержании книги, об ее структуре и проблематике, т.е. позволяет предварительно ознакомиться с составом текста книги.

При пользовании учебными книгами это особенно важно, так как сам процесс изучения материала — необходимость выборочного чтения, обращение к пройденному, самоконтроль полученных знаний — требует постоянного поиска необходимой информации, постоянного перелистывания книги.

Понятия «оглавление» и «содержание» часто смешивают. И оглавление, и содержание — это указатели заголовков издания. Однако они различаются между собой по характеру заголовков основного ряда.

В оглавлении основной ряд — внутренние заголовки произведения. Оно раскрывает структуру одного произведения и используется в моноизданиях: монографии, учебнике, учебном пособии и т.д.

В содержании основной ряд — заглавия произведений, входящих в издание. Оно раскрывает состав издания (какие произведения в нем опубликованы) и используется в сборниках.

Колонтитулы — указатели тематического содержания страниц, которые помогают читателю ориентироваться в тексте. Это справочная строка над текстом страницы (иногда под ним или сбоку от него), указывающая на его содержание: в сборнике — какое произведение какого автора на ней напечатано; в моноиздании — к какому параграфу какой главы относится эта страница и, следовательно, какую тему освещает; в словаре — какие заглавные слова или на какие буквы заглавные слова в ней размещены. Правильно составленные колонтитулы помогают читателю при ознакомительном просмотре книги.

  • Колонтитул всегда занимает только одну строку.
  • Если текст колонтитула длинный, его можно оборвать в начале или в конце, не теряя ключевых слов.
  • В малообъемных изданиях колонтитулы вряд ли целесообразны.

Колонцифры — это порядковые цифровые номера страниц издания. Они предназначены для поиска нужной страницы.

  • Колонцифры должны быть хорошо заметны, но не должны слишком выделяться при сплошном чтении.
  • Колонцифры располагают в нижнем или в верхнем поле у наружного края полосы набора или по ее середине.
  • Колонцифры не проставляют на титульном листе, его обороте, странице с предвыпускными и выпускными данными, на вклейках и вкладках.

Эпиграф — предваряющий произведение или его структурную часть короткий текст, которым автор выражает или поясняет свой замысел, основную мысль, ведущую идею книги или ее части (раздела, главы, параграфа).

Эпиграф выделяется графически, но в кавычки его не заключают.

  • Эпиграфов может быть несколько, но они не должны перегружать текст книги.
  • Эпиграф не должен быть просто литературным украшением.
  • Не следует приводить эпиграфы только к одной или нескольким (не ко всем) ступеням рубрикации.

Посвящение — надпись перед основным текстом издания, в которой автор извещает о том, кому он посвящает свой труд, а часто — почему он это делает.

Посвящение может не нести никакой информационной нагрузки. Оно может быть дано и в учебном издании (особенно тогда, когда речь идет о серьезном и достаточно объемном теоретическом пособии).

Посвящение может быть составлено не только автором, но и издательством (по согласованию с автором), приурочившим издание книги к тому или иному важному событию.

  • Посвящение размещается перед эпиграфом.

Абреже (от фр. Аbrege — краткое изложение) — это краткое содержание, перечень основных тем или внутренних заголовков главы (другого подраздела), помещенный между ее текстом и заголовком.

  • Абреже следует выделять графически.

Абреже используется для того, чтобы подготовить читателя к восприятию текста или помочь выбрать для чтения только часть текста по интересующему его вопросу. Иногда абреже используют для того, чтобы не делить текст главы на мелкие рубрики. В научной, справочной, деловой книге абреже бывает целесообразно дополнить ссылками на страницы, где раскрывается соответствующая тема. Это упрощает и убыстряет поиск текста при выборочном чтении, но имеет смысл в тех случаях, когда главы книги большого объема.

4. Методические издания

Методические издания: методические рекомендации и указания — это брошюры объемом до 48 страниц. В них отражается методика выполнения отдельных заданий и поясняется характер действий при выполнении определенной работы. В случае необходимости приводятся формулы, графики, примерные расчеты.

Текст методических изданий (указаний, рекомендаций и т.д.) должен быть изложен последовательно в соответствии с программой курса, кратко и ясно с учетом современной терминологии, ГОСТов, отечественных и международных стандартов (приложение 5).

Рекомендуемый перечень разделов основного содержания рукописи методического издания:

— цель изучения дисциплины или выполнения работы (лабораторной, курсовой и т.д.);

— порядок изучения дисциплины или выполнения работы;

— варианты заданий;

— примеры типовых расчетов;

— содержание отчета (о лабораторной работе, учебной или производственной практике и т.д.);

— контрольные вопросы;

—  список литературы.

5. Учебно-методическая документация

Учебно-методическая документация выпускается в виде учебных программ, учебных планов, заданий. Эти издания носят вспомогательный характер и служат для обеспечения учебного процесса. Обычно такие издания выпускаются в виде брошюры объемом до 48 страниц, реже как листовые издания объемом до 4 страниц.

Рабочая программа учебной дисциплины должна состоять из следующих разделов:

— цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, междисциплинарные связи;

— содержание дисциплины: наименование тем и разделов, их объем в часах лекционных занятий; содержание разделов дисциплины; практические (семинарские) и лабораторные занятия, их содержание и объем в часах, организация самостоятельной работы студентов; тематика курсовых проектов (работ), их характеристика; перечень расчетно-графических работ, примерные темы рефератов, формы контроля знаний (контрольные работы, тестирование); учебные или производственные практики;

— учебно-методическое и материально-техническое обеспечение по дисциплине: основная и дополнительная литература; перечень наглядных и других пособий, методических указаний и методических материалов к используемым в учебном процессе аудио-, видео- и мультимедийным средствам.

III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ
АВТОРСКОГО ОРИГИНАЛА К ИЗДАНИЮ

1. Порядок формирования плана издания
внутривузовской литературы

План издания внутривузовской литературы в МГИУ формируется ежегодно на основании приказа ректора университета.

Электронная система оформления заявок на включение в план издания МГИУ находится на сайте «Издательство МГИУ»: www.izdat.msiu.ru. Чтобы сформировать предложения кафедры в план изданий университета, необходимо заполнить электронную заявку на каждое планируемое издание, включенное в индивидуальный план преподавателя и план УМК (учебно-методического комплекса) дисциплины. С порядком оформления заявки Вас ознакомит ответственный за издательскую деятельность на кафедре.

Актуальность будущего издания, его необходимость для обеспечения учебного процесса подтверждает заведующий кафедрой. Только полностью и правильно оформленные электронные заявки становятся доступными для просмотра заведующим кафедрой и дальнейшего утверждения. Предложения кафедры в план изданий автоматически пересылаются ответственному за издательскую деятельность на факультете. Одобренные на редакционно-издательском совете предложения факультетов включаются в план изданий МГИУ, который утверждает ректор.

2. Рекомендации по составлению
плана-проспекта учебного издания

Внутри электронной формы заявки на издание необходимо обратить внимание на составление плана-проспекта. Это самый важный документ, на основании которого можно составить мнение об актуальности будущего издания. Правильно оформленный план-проспект обеспечит успешное прохождение заявки на всех этапах согласования (на кафедре, факультете, в редакционно-издательском совете).

План-проспект является документом, определяющим содержание и структуру учебного издания (учебника, учебного пособия, курса лекций и т.д.) в соответствии с учебной программой. Это основной документ для заключения издательского договора и оценки соответствия структуры и содержания рукописи учебной программе.

При подготовке плана-проспекта рукописи учебного издания целесообразно руководствоваться следующими положениями:

— в аннотации необходимо дать краткую характеристику тематического содержания произведения, обозначить его особенности и отличия от уже существующих, указать точный читательский адрес;

— в описании самостоятельных структурных частей книги (разделов, глав, параграфов) надо дать характеристику научно-методических приемов, которые предполагается реализовать при подготовке рукописи;

— план-проспект должен быть составлен так, чтобы можно было оценить полноту охвата вопросов, предусмотренных программой учебного курса, содержание и структуру издания;

— необходимо указать сведения о примерном объеме будущей книги в страницах или авторских листах[5], учитывая соотношение объема книги и количества часов занятий по учебному плану[6]

.

План-проспект должен содержать следующие сведения о будущей книге:

1. Аннотация (1015 строк): краткая характеристика тематического содержания с указанием наименования учебного курса или его части, аргументированные мотивы издания (указать отличия предполагаемого издания от уже существующих) и конкретный читательский адрес.

2. Примерный перечень глав произведения (включая введение
и заключение).

3. Комплектность произведения: иллюстрации, таблицы, приложения, словарь терминов и понятий, предисловие, методические указания к пользованию книгой, к изучению дисциплины, указатели, список литературы, послесловие и другие элементы.

4. Степень готовности рукописи к изданию.

3. Рецензирование и оценка рукописи
учебного издания

В издании учебной литературы одним из важнейших процессов, тесно связанных с качеством будущих книг, является рецензирование и оценка рукописи. Замечания и рекомендации рецензента помогают автору и редактору наметить рациональные пути совершенствования будущего издания.

Рецензию рукописи учебного издания (приложение11) условно можно разделить на две части: паспортную, содержащую точные сведения о рукописи книги, и оценочную, в которой рецензент должен выразить свое отношение к содержанию рукописи.

Паспортная часть рецензии должна содержать информацию об авторе рукописи, ее названии, серии, объеме в авторских листах, количестве формул, таблиц, иллюстраций.

При оценке рукописи рецензенту необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Дать объективную оценку: актуальность, читательский адрес (для кого предназначена книга).

2. Определить соответствие материала требованиям учебного процесса и содержанию программы курса. Обосновать необходимость отступления от программы в случае его целесообразности.

3. Оценить, соответствует ли уровень изложенного материала требованиям современного уровня знаний.

4. Определить, отвечает ли содержательная часть рукописи с методической точки зрения требованиям преподавания данной дисциплины.

5. Проанализировать полноту и качество дидактического аппарата. Насколько методически верно подобраны контрольные вопросы и задачи? Насколько полно представлены элементы справочно-библиографического аппарата, а также введение, заключение, приложения?

6. Оценить возможность использования рукописи для самостоятельной работы студента по изучению данной дисциплины.

7. Оценить правильность и точность определений и формулировок, общепринятой терминологии.

8. Оценить достоверность и актуальность приводимых сведений, фактов, примеров.

9. По специальным дисциплинам оценить соответствие величин, определений, понятий и обозначений принятым в учебной литературе.

10. Дать оценку литературного стиля.

11. Оценить возможность использования книги при изучении смежных дисциплин.

12. Сделать обоснованные выводы о качестве рукописи и возможности ее издания в университете с рекомендацией к опубликованию: доработать, переработать, издать или отклонить.

При рецензировании научной литературы оцениваются иные аспекты произведения:

— при рецензировании научных статей, докладов и препринтов оценивается практическая значимость полученных результатов исследований;

— при рецензировании сборников научных трудов оценивается актуальность выбранной тематики и соответствие статей, предлагаемых к опубликованию, тематике сборника;

— при рецензировании монографий оценивается полнота и достоверность приводимых по данной проблеме сведений.

В рецензии также необходимо указать следующие сведения о рецензенте: научная степень, звание, должность, место работы. Эти сведения должны быть заверены печатью учреждения или предприятия, где работает рецензент.

4. Порядок представления рукописи в издательство МГИУ

Рукопись должна соответствовать требованиям подготовки авторского оригинала[7], разработанным в издательстве МГИУ с учетом ОСТ 29.11588.[8]

Авторские оригиналы работ, включенных в план издания, принимаются для подготовки к изданию в издательском центре университета после обсуждения перспектив издательского проекта и уточнения тиража в центре продвижения учебно-методических разработок.

Материалы к изданию представляются комплектно: — электронная версия авторского оригинала с распечаткой (формат А4), полностью соответствующей электронной версии; — две рецензии с подписью рецензентов, подтвержденной печатью отдела кадров; — выписка из протокола о решении кафедры, совета факультета с указанием даты и номера протокола; — служебная записка на имя ректора (первого проректора) с указанием источника
финансирования, если к изданию представляется внеплановая работа[9] ; — справка, в которой указываются все авторы (ф.и.о. полностью в именительном падеже, ученая степень, ученое звание, должность, место работы и контактный телефон). Материалы считаются принятыми после уточнения тиража издания
в Центре продвижения учебно-методических разработок


На титульном листе авторского оригинала должны быть указаны следующие сведения:

— фамилии авторов (если их не более трех);

— фамилия ответственного редактора (если он есть);

— название работы;

— вид издания;

Вид издания определяется по ГОСТ 7.60–2003. Необходимые автору вузовской
книги извлечения из ГОСТа даны в приложении 4 и на рис. 1. Вид издания определяется по характеру информации

 текст грифа уполномоченного учреждения, если таковой имеется.

Оригинал должен быть подписан автором (всеми соавторами) на титульном листе с указанием даты представления в издательство и пронумерован от титульного листа до последней страницы.

На обороте титульного листа (вторая страница) автор указывает следующее:

— сведения об авторах (фамилия, имя, отчество полностью в именительном падеже);

— сведения о рецензентах (фамилия, имя, отчество, ученое звание, ученая степень, должность, место работы);

— сведения о рекомендации кафедры, методического совета факультета;

— авторский состав (в случае, когда авторов более трех);

— аннотацию (краткую характеристику тематического содержания произведения — не более 12 строк (400 знаков));

— читательский адрес.

Электронная версия авторского оригинала должна быть подготовлена в текстовом редакторе Word (на дискете, лазерном диске, карте флэш-памяти) с учетом требований ОСТ 29.115–88.

При передаче электронной версии в ИЦ МГИУ необходимо придерживаться следующих правил:

— конверт с носителем электронной версии должен быть подписан с указанием автора и названия работы;

— электронная версия должна быть представлена единым файлом, так как объединение файлов всегда сопровождается искажением текста;

— вместе с электронным вариантом в издательство необходимо передать распечатку текста в одном экземпляре, вычитанную автором после набора (сканирования) текста и подписанную на титульной странице;

— на носителе не должно быть посторонней информации (если посторонняя информация все-таки есть, то необходимо указать имя файла рукописи);

— на распечатке также должны быть указаны вид носителя и имя файла с электронной версией рукописи.

Расхождение информации между электронным вариантом
и соответствующей распечаткой недопустимо!

Для оформления заказа, подсчета стоимости работ и заполнения необходимых документов просим обращаться в к. 2215.

Справки и консультации можно получить в Издательском центре и Центре продвижения учебно-методических разработок
по тел. 674–62–50, 677–23–15.


5. Правила оформления электронной версии
авторского оригинала

Качество книжного издания определяет не только содержание авторского оригинала, но и его техническое оформление, т.е. правильная организация текста, помогающая издателю вернее понять замысел автора. Несоблюдение обязательных правил оформления рукописи в текстовом редакторе Word затрудняет работу по верстке макета, увеличивает время его подготовки.

Нижеприведенные обязательные правила набора текста разработаны Издательским центром (ИЦ МГИУ) с учетом ОСТ 29.115–88.

Параметры страницы

В электронной версии авторского оригинала необходимо соблюдать следующие параметры (Файл Параметры страницы):

Поля: верхнее 2 см;
нижнее, левое, правое 2,5 см;
переплет 0, от края до колонтитула верхнего 1, нижнего 2.

Размер бумаги: А4 (2129,7).

Ориентация страницы: книжная (за исключением крупных таблиц и рисунков).

Форматирование (Формат Абзац Отступы и интервалы)

Выравнивание: по ширине.

Нумерация страниц (Вставка Номера страниц):

Положение: внизу страницы

Выравнивание: по центру

Формат нумерация страниц: продолжить[10]

Параметры текста

Параметры шрифта (Формат Шрифт):

шрифт: Times New Roman;

начертание: обычное;

размер (кегль): 16

Межстрочное расстояние (Формат Абзац Отступы и интервалы)

междустрочный — одинарный.

Абзацный отступ (Формат Абзац Отступы и интервалы)

первая строка: отступ

на: 1–0,8.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему изданию.

Правила технического оформления текста рукописи

Текст авторского оригинала необходимо набирать строчными буквами

Прописными должны быть набраны только заглавные буквы и аббревиатуры в соответствии с правилами грамматики.

При упоминании в тексте термина, названия, имеющего аббревиатуру, сначала пишется полное название, потом в скобках сокращенное (аббревиатура).

Использование аббревиатур без разъяснений не допускается! Термины, единицы измерения и условные обозначения должны быть
общепринятыми (единицы измерения даются в русской транскрипции)

Не рекомендуется использовать курсивное начертание букв в больших объемах текста.

Подчеркивание как форма выделения не допускается.

Сканированный текст необходимо сверить до его представления в издательство.

Внутри текста учебных изданий не допускается использование фамилии без инициалов. Инициалы всегда (кроме библиографических списков) должны стоять перед фамилией через пробел.

Правильно Неправильно
А.С. Пушкин А.С.Пушкин Пушкин

Произвести расстановку переносов: Сервис Язык Расстановка переносов Автоматическая.

При наборе не допускать лишних пробелов[11] :

двойных и тройных пробелов между словами;

между словом и знаком препинания;

Правильно Неправильно
Изданиезапланированныхрукописей Изданиезапланированныхрукописей;

между скобками, кавычками и словами внутри скобок
и кавычек.

Правильно Неправильно
(Хв.) (Хв.)

В тексте рукописи должны различаться тире (—) и дефисы (-):

— до и после тире внутри предложения набирают пробелы;

— внутри цифровых интервалов тире набирают без пробелов (1999–2005 гг., 25–30 м);

— дефис внутри слова набирают без пробелов.

Правильно Неправильно
купля-продажа купля - продажа

Дефис «-» короткая, толстая черточка — ставится в следующих случаях:

— в сложных названиях и терминах: инженер-механик, купля-продажа,
дизель-мотор, премьер-министр;

— в составных названиях политических партий, направлений:
социал-демократия, анархо-синдикализм;

— в сложных единицах измерения: грамм-калория, человеко-день,
киловатт-час;

— в сложных прилагательных: юго-восточный, русско-немецкий,
горько-соленый, Южно-Уральская железная дорога;

— при использовании частиц: -то‚ -либо‚ -нибудь‚ -кое‚ -таки.

Оформление кавычек и скобок

В тексте рукописи должны использоваться только полиграфические кавычки — «елочки» и круглые скобки ().

Для ссылки на номера литературных источников в тексте используются квадратные скобки [].

Оформление внутритекстовых списков

Основными элементами оформления внутритекстового списка являются: тире, цифровые и буквенные обозначения.

Нумерация внутритекстовых списков и расстановка маркеров производится вручную.


Правильно Неправильно Не рекомендуется
— соответствие — соизмеримость — согласованность - соответствие - соизмеримость - согласованность • соответствие • соизмеримость • соответствие

Маркеры при оформлении внутритекстовых списков могут быть использованы только в исключительных случаях, когда необходимо особо акцентировать внимание читателя. При этом следует учитывать, что обилие ярких точек на странице не усиливает, а затрудняет восприятие.

Нумерованные внутритекстовые списки оформляются по правилу:

1) далее текст со строчной буквы;……

1. Далее текст с прописной буквы.

Оформление сноски (Вставка Ссылка Сноска)

Положение сноски: внизу страницы.

Формат номера: 1,2,3

Нумерация: продолжить, если примечания к сноскам помещаются в конце издания;

на каждой странице, если сноски помещаются в конце страницы.

Сноска — это помещаемое внизу полосы примечание, библиографическая ссылка, перевод иноязычного текста.

Сноски набираются пониженным на 2 пункта кеглем.

Оформление заголовков

В заголовках аббревиатуры не применяются!

Все заголовки в рукописи должны быть оформлены с учетом соподчинения:

1. – заголовок первого уровня (раздел);

1.1. – заголовок второго уровня (глава);

1.1.1. – заголовок третьего уровня (параграф).

Текст заголовков должен четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки одного уровня по всему изданию должны быть оформлены одинаково.

Перенос слов в конце заголовка не допускается.

В конце заголовка не ставится точка.

Рекомендуемые параметры заголовков

  1. ЗАГОЛОВОК ПЕРВОГО УРОВНЯ

шрифт: Times New Roman – 16 пт,

Arial – 14–15 пт;

регистр: все прописные;

начертание: полужирный;

выравнивание: по центру

1. Заголовок второго уровня

шрифт: Times New Roman – 16 пт,

Arial – 14–15 пт;

регистр: как в предложениях;

начертание: полужирный;

выравнивание: по центру

1.1.1. Заголовок третьего уровня

шрифт: Times New Roman – 16 пт,

Arial – 14–15 пт;

регистр: как в предложениях;

начертание: полужирный курсив;

выравнивание: по левому краю без абзаца

Оформление таблиц

Таблицы должны быть выполнены только в редакторе Word.

(Таблица Вставить Таблица)

Размер таблицы:

число столбцов………

число строк…………….

Оформление таблиц в издании должно быть однотипным.

Нумерация таблиц должна быть оформлена без пропусков, буквенных добавлений и повторений.

На полях текста распечатки указывается место таблицы напротив первой ссылки на нее.

Подготовка иллюстраций

Авторские оригиналы иллюстраций могут быть представлены в виде графических изображений и фотографий. При этом:

— графические изображения (чертежи, схемы, штриховые рисунки, диаграммы и т.п.) должны быть выполнены на кальке или на белой бумаге тушью, черной шариковой ручкой;

— фотографии должны быть изготовлены на матовой бумаге.

Максимальный формат изображений — 17х25 см.

Вместе с рукописью в издательство можно представить исходные файлы графиков в программе Corel Draw, Adobe Illustrator.

Иллюстрации, подготовленные в AutoCad, вставляются в электронную версию в формате *tif.

Иллюстративный материал должен быть четким, хорошо читаемым

Иллюстрации, представленные на отдельных листах, необходимо пронумеровать в последовательности, соответствующей упоминанию их в тексте. Номера иллюстраций должны соответствовать номерам подрисуночных подписей и ссылкам на номер рисунка в тексте.

При оформлении подписи под иллюстрациями и ссылки на рисунок
в тексте не допустимы следующие формулировки:
«Иллюстрация к стр. 3» или «Рис. на стр. 3»


Pages:     || 2 | 3 | 4 |
 




<
 
2013 www.disus.ru - «Бесплатная научная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.