Физико-химические свойства жидких d 2 o и h 2 o с позиций модели обратимых переходов квантовый газ - конденсат

БАРЫШЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИДКИХ D2O И H2O С ПОЗИЦИЙ МОДЕЛИ ОБРАТИМЫХ ПЕРЕХОДОВ КВАНТОВЫЙ ГАЗ - КОНДЕНСАТ

Специальность 02.00.04 – физическая химия

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата химических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011

Работа выполнена на кафедре неорганической химии и биофизики ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины»

Научный руководитель: доктор химических наук, профессор Саргаев Павел Маркелович
Официальные оппоненты: доктор химических наук, профессор Зарембо Виктор Иосифович доктор химических наук, профессор Слободов Александр Арсеньевич
Ведущая организация: ОАО “Головной институт “ВНИПИЭТ”

Защита состоится «20» апреля 2011 года в 15 час. в ауд. А-233 на заседании диссертационного совета Д 212.231.02 при Санкт-Петербургском технологическом университете растительных полимеров (СПбГТУРП) по адресу 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПбГТУРП.

Автореферат разослан «25» февраля 2011 г.

Ученый секретарь совета, к.х.н. А.Н. Евдокимов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность работы

Несмотря на кажущуюся всесторонность изучения структуры и свойств H2O (протиевой, легкой воды) она всё еще является полным загадок и невероятных свойств веществом и ставит перед исследователем ряд нерешенных вопросов и тонкостей, требующих разработки и применения самых совершенных методов исследований. Результатом развития технологий в атомной промышленности является крупнотоннажное производство и потребление D2O (дейтериевой, тяжелой воды). Физико-химические свойства последней незначительно отличаются от H2O-воды. Несмотря на это концентрированные растворы D2O являются, в отличие от H2O, токсичными. Близость свойств D2O и H2O не позволяет также однозначно решить проблемы с различным биологическим действием этих жидкостей исключительно экспериментальным путём.

Из-за трудностей экспериментальных исследований D2O-воды возрастает значимость развития и использования методов моделирования её физико-химических свойств. Сложности моделирования теплоемкости переохлажденной D2O связаны, главным образом, с отсутствием концепции конфигурационной составляющей.

Более успешно продвигается описание свойств переохлажденной H2O-воды: Так, широко используемое уравнение (Murphy, Koop, 2005) для расчета изобарной теплоемкости Ср при температурах от 167K до 231K дает максимум Ср (127 J / (mole K)) при 225 K. Однако из анализа расчетных значений следует, что в области температур ниже 200 K значения Ср не вполне адекватны имеющейся информации. При оценках энтальпии и энтропии по приведенным данным не обнаруживается скачкообразное изменение теплоемкости при переходе из жидкого в стеклообразное состояние, которое убедительно обосновано.

Теоретическое обоснование формы кривой температурной зависимости конфигурационной составляющей, а также изохорной и изобарной теплоемкости воды H2O с максимумом при температурах 220-240K и скачкообразным изменением в области температуры фазового перехода второго рода предложено на основании модели «структурных единиц жидкости» и теории перколяции (Саргаев П.М.). В процессе дальнейшего моделирования теплоемкости и особенностей структуры воды в жидком состоянии в рамках модели структурных единиц жидкости получены уравнения для оценки составляющих теплоемкости тяжелой воды в температурном интервале от 0 K до критической.

Далее дано обоснование принципиальных различий теплоемкости D2O- и H2O-жидкостей (в рамках теории одноатомного квантового газа по Эйнштейну); порога перколяции по узлам (а не по связям) тетраэдрической решетки; обоснована необходимость использования векторных представлений для описания структуры воды; обнаружена изотопная инвариантность структуры дейтериевой и протиевой воды, подтверждающая факт связи различий теплоемкости с фундаментальным различием природы изотопов водорода, а не особенностей структуры D2O- и H2O-жидкостей.

Все это, вместе взятое, может служить обоснованием для использования формализма модели «структурных единиц жидкости» и модели «обратимых переходов квантовый газ – конденсат» для дальнейшего сравнительного исследования физико-химических свойств протиевой и дейтериевой воды, что и предопределило основные направления данной работы.

Цель исследования: Изучение строения и физико-химических свойств D2O и H2O путём моделирования составляющих теплоёмкости и мольного объёма на линии насыщения в интервале температур от переохлаждённого (метастабильного) состояния жидкости до критической области.

Задачи исследования:

1. Построение модели, пригодной для количественного описания составляющих теплоёмкости протиевой и дейтериевой вод в жидком состоянии.

2. Получение модельных зависимостей термодинамических характеристик протиевой и дейтериевой жидкой вод, в широком диапазоне температур.

3. Сравнение модельных зависимостей термодинамических характеристик протиевой и дейтериевой воды с экспериментальными данными.

4. Проведение сравнительного анализа строения жидких D2O и H2O в области температур от состояния переохлаждённой жидкости до критических температур.

5. Прогнозирование возможного проявления обнаруженных закономерностей и особенностей в свойствах и строении дейтериевой и протиевой воды в случае других жидких систем и сред.

Научная новизна работы

1. Конфигурационная составляющая теплоёмкости воды классифицирована (дифференцирована) на две составляющие, одна из которых (теплоёмкость различимых частиц) – одинакова для D2O и H2O, а другая (теплоёмкость тождественных частиц) – различна для D2O и H2O.

2. Различия теплоёмкости тождественных частиц D2O и H2O объяснены в рамках предложенной модели равновесных переходов квантовый газ - конденсат.

3. Обнаружены бозонные пики теплоёмкости в области переохлаждённого состояния и в области комнатных температур, которые в D2O связаны с катионами D+. Пики теплоёмкости H2O объяснены проявлением протонных пар как бозонов.

4. Резкое повышение теплоёмкостей с температурой при околокритических температурах объяснено проявлением бозонов.

5. Обнаружено, что при температурах 300 - 310K частоты конфигурационных колебаний частиц D+ в D2O (и протонной пары в H2O) находятся в области дна либрационных частот и располагаются выше конфигурационных частот частиц H+ в H2O, которые находятся в области потолка трансляционных частот воды.

6. В рамках принятой модели «структурных единиц жидкости» получены формулы для оценки значений суммы показателей уравнения Ми, содержащие параметры модели, сжимаемость и константу равновесия двух типов молекул D2O-воды.

Практическая значимость работы

Обнаруженное явление образования протонной пары, особенности проявления бозонов и фермионов в свойствах воды, разработанные соотношения и результаты термодинамических расчётов могут быть использованы как в учебном процессе, так и при объяснении различного биологического действия протиевой и дейтериевой воды.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дифференциация конфигурационной теплоёмкости воды на теплоёмкости различимых и тождественных частиц.

2. Обоснование различия теплоёмкости тождественных частиц D2O и H2O в рамках предложенной модели равновесных переходов квантовый газ - конденсат.

3. Обнаружение и обоснование бозонной природы пиков теплоёмкости тождественных частиц, как проявление катионов D+ в D2O и протонных пар как бозонов в H2O при температурах переохлаждённого состояния жидкости и в области комнатных температур.

4. Обоснование связи различий теплоёмкостей D2O и H2O при околокритических температурах с проявлением бозонов и фермионов.

5. Оценка и сравнение частот конфигурационных колебаний частиц D+ в D2O, протонной пары и частиц H+ в H2O с областью либрационных и трансляционных частот воды.

6. Разработка и апробация формул, связывающих параметры модели «структурных единиц жидкости» с параметрами уравнения Ми.

Апробация материалов диссертации. Основные результаты и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих международных научных конференциях:

• Юбилейная международная научная конференция, посвященная 200-летию высшего ветеринарного образования в России и 200-летию СПбГАВМ, 2008.
  • XVII International Conference on Chemical Thermodynamics in Russia. Kazan, Russian Federation. June 29-July 3, 2009.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8 работ, в том числе 4 статьи в журналах из Перечня ВАК РФ, а также 4 тезиса докладов на международных конференциях.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и списка цитированной литературы (включающего 200 наименований). Она изложена на 137 страницах, содержит 23 рисунка и 5 таблиц.

Личный вклад автора в диссертационную работу состоит в получении и апробации расчетных зависимостей, соотношений и уравнений (в рамках принятых моделей структуры и межчастичных взаимодействий) для определения искомых физико-химических характеристик изотопных разновидностей воды, выполнении соответствующих расчетов, выявлении общих закономерностей и характерных особенностей исследуемых свойств, анализе, интерпретации и обобщении полученных результатов.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснована актуальность проблемы, определены цели и задачи работы, изложены научная новизна и практическая значимость.

Глава 1 (Литературный обзор) посвящена обзору научных работ по физико-химическим свойствам и структуре жидких H2O и D2O. Рассмотрены уникальные физико-химические свойства воды. Отдельный параграф посвящен обзору физико-химических свойств дейтериевой воды. Приведены геометрические и энергетические характеристики молекулы Н2О в различных фазовых состояниях. Показана история развития представлений о воде с развитием методов исследования. Рассмотрены и проанализированы имеющиеся представления о структуре воды, сформулированы соответствующие критерии. Рассмотрены и проанализированы классическое определение и количественные характеристики звуковых волн в контексте их воздействия на структурные единицы жидкой воды. Как результат, определены основные направления работы в изучении структурных и физико-химических характеристик D2O и H2O.

Глава 2 посвящена анализу и выбору методов исследования различий свойств D2O – H2O, которые проявляются в виде различной биологической активности разбавленных и концентрированных растворов D2O. Описаны методики моделирования и основные соотношения, которые используются в данной работе.

В этой части диссертации отмечается, что модель структурных единиц жидкости предложена и развита Саргаевым П.М. с соавторами. В названии модели использована терминология, предложенная Кирквудом. В основу этой модели структурных единиц жидкости положено полученное Каневским И.М. и Швецовым О.К. уравнение для идеальных дисперсных систем. Сфера применения уравнения модели расширена в область гомогенных систем с более низкими значениями числа молекул g в дисперсной частице (кластере, структурной единице) за счёт более полного и строгого учёта статистических факторов:

V/(rg1/3) + РгV = wRT,

где w = {1 - [ln(2g)] / (2g) + 1/(2g) - 1/(6g2) + 1/(90g4) -...}; =(V/Vл)2/3(Rл / Rж)2; Vл и Rл, V и Rж - объём и межмолекулярное расстояние льда (при температуре плавления) и жидкости (при температуре Т).

В рамках этой модели структурных единиц жидкости и теории перколяции её авторами теоретически получена формула для оценки конфигурационной теплоёмкости H2O (уравнение (1), см. ниже).

В диссертации обоснована возможность использования модели обратимых переходов квантовый газ – конденсат по Эйнштейну для компьютерного моделирования различия квантовых свойств частиц. Необходимость учитывать различие квантовых свойств частиц возникла при сравнительном моделировании термодинамических свойств D2O и H2O. В главе 2 приводятся примеры успешного применения модели обратимых переходов квантовый газ- конденсат. Предложены пути совершенствования модели.

Глава 3 состоит из трёх разделов, в которых излагаются методики и результаты моделирования термодинамических свойств H2O и D2O в области температур от переохлажденной жидкости до критического состояния.

В первом разделе данной главы представлены методики и результаты моделирования составляющих конфигурационной теплоёмкости воды в рамках модели структурных единиц жидкости. Основное усилие направлено как на выделение конфигурационной теплоёмкости D2O-воды из имеющихся экспериментальных данных изобарной и изохорной теплоёмкости в области температур от 235K до критической температуры, так и на оценку значений изобарной теплоёмкости и её составляющих в области температур от температуры фазового перехода второго рода (Tg) до 235K. В работе обоснована необходимость моделирования колебательной теплоёмкости (Cvib) для получения надёжных значений конфигурационной теплоёмкости (Cc) в интервале температур от температуры фазового перехода второго рода до критической температуры. Излагаются методики оценки сдвига частот межмолекулярных и внутримолекулярных колебаний, методика стандартизации и оценки значений колебательной теплоёмкости по Эйнштейну:

Cvib = i=19R{(hi / (kT))2 exp(hi / (kT)) [exp(hi / (kT)) – 1]-2},

где i – частота моды i, (при температурах 15-30K и от 30K до критической температуры). Особенности расчётов по Дебаю (при температурах от 0K до 15K). В последнем случае Cvib = aT3, постоянную a определяли по значению теплоемкости Cvib, найденной по Эйнштейну.

Из-за отсутствия экпериментальных данных при температурах от 0K до 235K расчёты теплоёмкости сопровождались оценкой температуры фазового перехода второго рода (Tg 138.5K), объёма, энтропии и энтальпии жидкости и корректировались методом последовательных приближений. Частоты мод при температуре тройной точки D2O-воды взяты по Путинцеву Н.М.. Полученные в диссертации значения диффренциальных и интегральных значений коэффициента сдвига частот (рис. 1) и частоты межмолекулярных колебаний (рис. 4-5, см. ниже) представлены в графическом виде в сравнении с другими величинами в диапазоне температур от 0K до критической температуры.

Рисунок 1 – Коэффициент сдвига частот либрационных и трансляционных колебаний-0

Рисунок 1 Коэффициент сдвига частот либрационных и трансляционных колебаний дифференциальный (k) и интегральный (L) по нашим данным (k, L), по Скитсу и Райсу (k(1); k(2)) и Путинцеву Н.М. (k(3)) для D2O-воды при температурах Т (K) от 0 K до критической температуры.

Отмечается, что по мере повышения температуры от 0K до критической температуры частоты межмолекулярных колебаний уменьшаются в два раза. Результаты оценок колебательной и изобарной теплоёмкости представлены в сравнении с другими сотавляющими теплоёмкости D2O-воды на рисунке 2, а также в полиномиальном виде зависимости от температуры: Значения колебательной теплоемкости (Cvib, J /(mole K)) в интервале температур от 15 K до 30 K описываются уравнением 5-й степени по температуре (T, K) с коэффициентами (в порядке возрастания степени): – 0.928, 0.3852, – 0.054583, 3.3012·10-3; – 8.126·10-5, 7.272·10-7. В интервале температур от 30 K до критической температуры значения колебательной теплоемкости (Cvib, J /(mole K)) D2O-жидкости описываются уравнением 9-й степени температуры (T, K): – 3.278, 0.22846, – 1.94851·10-3, 3.050089·10-5, – 2.2387733·10-7, 8.8148232·10-10, – 2.03045354·10-12, 2.7535875·10-15, – 2.04120406·10-18, 6.388549·10-22. В интервале температур 138,5K – 235K значения изобарной теплоемкости (Cp, J /(mole K)) описываются уравнением 10-й степени температуры (T, K). Коэффициенты уравнения имеют значения: – 3954786.717, 265037.07262, – 7923.4323622, 139.1450968994, – 1.589521127257, 1.234154028705·10-2, – 6.59572025023·10-5, 2.395774636657·10-7, – 5.66040310787·10-10, 7.8552513276·10-13, – 4.8624376932·10-16.

Моделирование изобарной теплоёмкости и её составляющих при температурах переохлаждённого соостояния невозможно без оценки конфигурационной теплоёмкости (Cc). Использовали соотношение (Cc) = Cc1 + Cc2, в котором значения Cc1 находили по формуле используемой теории:

Сc1 = RGln (gf0 p), (1)

где f0 - число активных центров молекулы; G, p – гель-фракция и доля занятых активных центров молекулы (рассчитываются по теории перколяции); R – универсальная газовая постоянная. В случае H2O и D2O воды f0 = 4.

Характеристики D2O-жидкости (Y) при температурах (T, K) от 0 K до-1

Рисунок 2 Характеристики D2O-жидкости (Y) при температурах (T, K) от 0 K до критической температуры: Число молекул в структурной единице (g) и теплоемкость (C, J/(mole K)) изобарная (Cp), изохорная (Cv), конфигурационная (Cc), колебательная (Cvib), термическая (Cth) и инфинитная (Cinf) по нашим данным и литературным (Cp(1); Cv(1); Cp(2); Cp(3)).

Для величины Cc2 моделированием получили выражение, дающее основной вклад в теплоёмкость при тепературах от температур переохлаждённого состояния D2O-воды до 620-630K:

Сс2 = RGxpk3ln (4g3/2) - 0,65p4 (0,5 RGxpln (f1f2)), (2)

где k3 2 ((g/42)g + (4f1f2)2g 0,65 p4) + 0,5 exp(- ((1 - g /25)2)0,4).

В отличие от аналогичных формул для протиевой воды, все слагаемые уравнения (2) дают положительный вклад в теплоемкость. При расчётах изохорной теплоемкости в зависимости от температуры с использованием (2) в области температур 288-289 K проявляется максимум, который, в отличие от H2O, имеется в случае D2O воды.

Наряду с моделированием значения составляющей Сс2 определяли по «остаточному принципу» путём вычитания из изобарной (Cp) и изохорной (Cv) теплоёмкости значений других составляющих теплоёмкости. Полученные по такой методике значения для H2O и D2O представлены на рис. 3.

Составляющая конфигурационной теплоемкости (Cс2, J/(mole K))-2

Рисунок 3 Составляющая конфигурационной теплоемкости (Cс2, J/(mole K)) тождественных частиц тяжелой (D2O) и протиевой (H2O) воды на линии насыщения жидкости при температурах (T, K).

В диссертации приведено подробное описание особенностей температурного хода составляющих изобарной теплоёмкости D2O воды (рис.2) и значений Cс2 тяжелой (D2O) и протиевой (H2O) воды на линии насыщения жидкости (рис. 3). Отмечается, что в области пика изобарной теплоёмкости D2O воды при температурах переохлаждённой жидкости все составляющие теплоёмкости проходят через максимум в зависимости от температуры. Составляющая конфигурационной теплоёмкости Cс2 D2O воды при всех температурах существования жидкости имеет только положительные значения. В неравномерном температурном ходе значений Cс2 D2O воды чётко определяются два пика, один из которых расположен в области температур переохлаждённой жидкости, а другой – при температурах около 300 K. В последнем случае достигается значение Cc2 = 6.6 J/(mole K). Третий пик находится выше температуры 640 K. Более сложный вид имеет характер температурной зависимости величины Cc2 в случае H2O-жидкости: При температурах выше 350 K имеется обширная область отрицательных значений рассматриваемой составляющей конфигурационной теплоёмкости. В области температур от 0K до 350K величина Cc2 имеет положительные значения, которые практически при всех температурах находятся ниже таковых для D2O-жидкости. Первый, низкотемпературный, максимум явно выражен, тогда как высокотемпературный отмечается лишь понижением температурного наклона кривой. Третий пик находится при температурах более высоких, чем в случае D2O-жидкости.

Непосредственно из характера температурной зависимости рассматриваемой составляющей конфигурационной теплоёмкости не следует определённость о природе частиц, формирующих столь сложный вид температурной зависимости Cc2. Единственно, что можно утверждать, значения величины Cc2 связаны с вкладом «неоднородных» с позиций теории перколяции частиц и эти вклады контрастно проявляются в свойствах сравниваемых жидкостей. Различия значений Cc2 в области температур стабильного состояния D2O и H2O воды надежно установлены. Менее обоснованы результаты сравнения в области температур переохлажденного состояния жидкости, поскольку в этом случае различие значений сравниваемых величин не превышает 3 J/(moleK), что находится в пределах погрешностей оценки значений теплоемкости.

Во втором разделе данной главы представлены методика и результаты моделирования составляющих конфигурационной теплоёмкости воды в рамках модели обратимых переходов квантовый газ - конденсат. Предложенная в диссертации методика модели обратимых переходов квантовый газ – конденсат, преназначенная для идентификации частиц жидкости, участвующих в конфигурационных колебаниях, базируется на сравнении частот конфигурационных колебаний (fc) частиц жидкости и частот колебаний частиц равновесного квантового газа (fE). Сравнивая значения частот (fc) и fE при одних и тех же температурах можно оценить область температур возможного равновесного перехода квантовый газ - конденсат и массу частиц, участвующих в этом переходе. Сопоставление особенностей кривых температурной зависимости конфигурационной теплоемкости Сс2 и частот fc и fE может нести информацию, необходимую для дифференциации вкладов в величину Сс2 по типу тождественных частиц и связи конфигурационной теплоемкости тождественных частиц с возможностью равновесного перехода квантовый газ - конденсат.

В формализме модели предполагается, что в случае идеального одноатомного квантового газа по Эйнштейну скорость движения частиц (v) совпадает со скоростью звука

v = ((Cp/Cv) RT / M)1/2, (3)

где Cp/Cv – показатель адиабаты; Cp и Cv - изобарная и изохорная теплоемкость газа; M – молярная масса частицы; T - температура.

В таком случае особенностью частот колебаний частиц идеального квантового газа (FE) является то, что они определяются температурой и показателем адиабаты, но не зависят от массы частицы:

= Nh /(Mv). (4)

FE= v/ = Cp/Cv)RT /(Nh). (5)

Или, в единицах cм-1

fE = (Cp/Cv)RT /(cNh), (6)

где c – скорость света в cm/s; h – постоянная Планка; N - число Авогадро; - длина волны по де Бройлю.

В отличие от частот колебаний идеального газа, частоты конфигурационных колебаний частиц жидкости (fc), найденные по изложенной выше методике, зависят от массы частицы и скорости звука в жидкости (Cs)

fc = C2sM / (cNh), (7)

что открывает возможность определения массы (M) и, соответственно, идентификации частиц жидкости, участвующих в конфигурационных колебаниях.

В диссертации для квантового газа используется четырёхуровневая градация частот, которые представлены лучами (f1, f2, f3, f4) на рис. 4, 5, 6. Частицам квантового газа с критической адиабатой Cp/Cv = 1 соответствует луч (f1). Частицам с «тепловой длиной волны» (Cp/Cv = 2) соответствует луч (f4). Насыщенному идеальному одноатомному квантовому газу по Эйнштейну (Cp/Cv = 3/2) соответствует луч (f2). Область частот между лучами (f2) и (f3) соответствует ненасыщенному идеальному одноатомному квантовому газу по Эйнштейну, показатель адиабаты которого изменяется от 5/3 до 3/2.

На рис. 4, 5, (6) частоты конфигурационных колебаний частиц жидкости (fc) и частоты f1 – f4 идеального газа представлены в сравнении с частотами мод либрационных (fL1, fL2, fL3) и трансляционных (fT1, fT2, fT3) межмолекулярных колебаний в зависимости от температуры (T, K). Частоты конфигурационных колебаний (fc, см. рис.4 - рис. 6) рассчитывали по формуле (7), используя молярные массы молекул (D2O, H2O) и изотопов водорода (D+, H+). При расчетах приведенной массы () протонной пары (2H+) учитывали массу атома кислорода (MO) и удвоенную массу протона (M2H+) по формуле

1/ = 1/MO + 1/M2H+. (8)

Линии тренда трансляционных и либрационных частот, представленных на рисунках 4 и 5, выпуклы к оси температур. При температуре (310 K) в области первых из них располагаются частоты конфигурационных колебаний частиц с массой H+ (рис. 5), а в области вторых – частоты частиц с массой D+ (рис. 4). Частоты колебаний идеального квантового газа с различными значениями показателя адиабаты (f1, f2, f3, f4) равны нулю при температуре 0 K и под разными углами лучами расходятся по мере повышения температуры. Частоты конфигурационных колебаний молекул жидкости (fcD2O и fcH2O) расположены в области околокритических температур. Кривые температурной зависимости конфигурационных частот фрагментов молекул с массой D+, H+ и протонной пары (2H+) с повышением температуры круто падают вниз в области 200-240 K, проходят через минимум при 240-250 K и максимум при 350 K.

В диссертации отмечается, что при представлении конфигурационной теплоемкости (Cc) в виде двух слагаемых Cc1 и Cc2 первое (Cc1) оказывается практически одинаково для H2O и D2O и может классифицироваться как конфигурационная теплоемкость различимых частиц. Различие свойств D+ и H+ проявляется в слагаемом (Cc2). Вклады конфигурационных колебаний изотопов водорода входят во второе слагаемое (Cc2), которое, в отличие от (Cc1), в диссертации предложено называть конфигурационной теплоемкостью тождественных частиц.

Частоты колебаний (f, cm-1) частиц с массой катиона дейтерия (D+)-3

Рисунок 4 Частоты колебаний (f, cm-1) частиц с массой катиона дейтерия (D+) и молекул (D2O) конфигурационных (fcD+, fcD2O) в жидком состоянии D2O-жидкости в ортобарных условиях, а также в идеальном одноатомном квантовом газе ненасыщенном (f3) и насыщенном (f2) по Эйнштейну, с адиабатой 2 (f4) и критической (f1) в сравнении с частотами мод либрационных (fL1, fL2, fL3) и трансляционных (fT1, fT2, fT3) межмолекулярных колебаний в зависимости от температуры (T, K).

В диссертации сравниваются кривые Cc2(T) (рис.3) и функция fcD+(T) (Рис.4) в области температур переохлаждённого состояния и 300K функция fcD+(T) попадает в область частот квантового газа по Эйнштейну (между лучами f2 и f3). На основании этого оба низкотемпературных пика D2O воды характеризуются как бозонные. Из сравнения Cc2(T) (рис.3) и функции fc2H+(T), соответствующей протонной паре, (Рис.5) делается вывод о проявлении протонных пар как бозонов в конфигурационных колебаниях, соответственно низкотемпературные пики H2O воды классифицируются как бозонные пики. Температурное понижение теплоёмкости Cc2(T) (рис.3) воды и переход в область отрицательных значений в случае H2O (рис. 5) связывается с уменьшением содержания бозонов и конверсией протонных пар в состояние фермионов.

Частоты колебаний (f, cm-1) частиц с массой молекул (H2O),-4

Рисунок 5 Частоты колебаний (f, cm-1) частиц с массой молекул (H2O), протона (H+) и протонной пары (2H+) конфигурационных (fcH2O, fcH+, fc2H+) в H2O на линии насыщения жидкости, а также в ненасыщенном (f3) и насыщенном (f2) квантовом газе по Эйнштейну, с адиабатой 2 (f4) и критической (f1), в сравнении с частотами мод либрационных (fL1, fL2, fL3) и трансляционных (fT1, fT2, fT3) межмолекулярных колебаний при температурах (T, K).

Частоты (f4), соответствующие «тепловой длине волны частиц», используются в теории бозе-эйнштейновской конденсации ультрахолодных газов. В случае воды при температуре максимума произведения давления и объема насыщенного пара (около 505 K), частоты f4 перекрываются с частотами конфигурационных колебаний молекул fcD2O и fcH2O (см. рис. 6), а при более высоких температурах – с частотами надмолекулярных соединений. Пересечение кривых fcD+ и fcH+ с лучом (f4) при 210-220 K находится в области левой (низкотемпературной) границы бозонных пиков теплоемкости переохлажденных D2O и H2O жидкостей

Частоты (f, cm-1) конфигурационных колебаний частиц (мономеров-5

Рисунок 6 Частоты (f, cm-1) конфигурационных колебаний частиц (мономеров (fc), димеров (fc2), тримеров (fc3)) жидких D2O (fcd, fc2d, fc3d) и H2O (fch, fc2h, fc3h), а также колебаний частиц идеального квантового газа (f1, f2, f3, f4) при температурах (T, K): f2, f3 - насыщенный (f2) и ненасыщенный (f3) квантовый газ по Эйнштейну; f1 - газ с критической адиабатой; f4 – газ с адиабатой 2.

Термодинамические свойства воды в области околокритических температур отличаются от таковых при температурах, прилегающих к тройной точке. В этом случае в величину изохорной (Cv) теплоемкости, наряду с колебательной (Cvib) и конфигурационной (Cc) теплоемкостью, заметный вклад вносит инфинитная (Cinf) составляющая. При сравнении расчетных и экспериментальных значений Cv, соответствующих области околокритических температур, обнаруживается необходимость учета дополнительного слагаемого (Cc3) в составе конфигурационной теплоемкости. Последнее слагаемое учитывает принципиально новый механизм конфигурационных колебаний, который не обнаруживается при температурах, прилегающих к тройной точке воды. Необходимость дальнейшего моделирования околокритических составляющих теплоемкости воды различного изотопного состава обусловлена сложностью задачи оценки и классификации вкладов по типу частиц.

В случае теплоемкости воды в области околокритических температур, в отличие от температур гомеостаза и переохлажденного состояния жидкости, в первом приближении отсутствует различие конфигурационной теплоемкости D2O и H2O. В диссертации расчётами показано, что в области околокритических температур, входящая в состав Cc2 составляющая Cc3, соответствующая конфигурационным колебаниям структурных единиц как целого, различна для D2O и H2O и описывается формулой

Cc3 = k1 RG(sg) 4 ln (4g), (9)

где k1 коэффициент.

В диссертационной работе проведено тщательное сопоставление расчетных и экспериментальных значений изохорной теплоемкости D2O и H2O при условиях, соответствующих непосредственной близости к критическим температурам. На основании такого сопоставления установлено, что коэффициент k1 в случае H2O близок к значению 1, тогда как в случае D2O жидкости этот коэффициент оказался в два раза больше. Установленный факт может свидетельствовать о проявлении в конфигурационной теплоемкости тяжелых тождественных частиц различий бозонов и фермионов, а температурный ход составляющей Cc3 характеризовать как бозонный пик. В случае H2O пониженным оказывается не только коэффициент k1 в расчетной формуле (9), но и расчетные значения теплоемкости Cc3, относительно таковых для D2O. Так, например, при температуре 643.89 K, которая практически соответствует критической температуре D2O, Cc3 = 12 J/(mole K). При близких условиях (644 K) в случае протиевой воды Cc3 = 10 J/(mole K). Разность значений Cc3 для сравниваемых жидкостей (2 J/(mole K)) хорошо согласуется с низкотемпературными оценками. В данном случае полученное значение находится на уровне величины Cc1, которая при рассматриваемых условиях соответствует 3 J/(mole K) для D2O и H2O. Различие значений теплоемкости Cc3 D2O и H2O отражается и в относительных величинах: Величина Сс3 D2O воды составляет 16.0 % от изохорной теплоемкости, тогда как в случае H2O - 14.3 %.

При околокритических температурах воды, аммиака (и некоторых других жидкостей) обнаружено проявление надмолекулярных соединений в обратимых переходах квантовый газ - конденсат по Эйнштейну и конфигурационных колебаниях тождественных частиц. Подъем значений конфигурационной теплоемкости тождественных частиц (бозонный пик, Cc3), связанный с такими частицами, вносит основной вклад в конфигурационную теплоемкость и температурную зависимость изохорной теплоемкости воды. Различие Cc3 D2O и H2O связано с влиянием фермионов, которое преобладает в H2O жидкости.

В третьем разделе этой главы моделируется равновесие двух типов молекул воды в рамках модели структурных единиц жидкости. В теоретическом введении путём преобразования общеизвестных соотношений для скорости звука получены формулы, связывающие изменение объёма и концентрации частиц в процессах сжатия системы с параметрами модели структурных единиц жидкости. Частная производная T = - (1/V)(dV/dP)T представлена в конечных разностях изменения объема (V) и давления (P). В качестве величины (P) используется модельная величина - давление Pg = /(rg1/3), где в - поверхностное натяжение; r – эффективный радиус молекул; g – число молекул в структурной единице жидкости. Давление (Pg) возникает в жидкости в процессе образования структурных единиц, является характеристикой жидкости в условиях равновесия с насыщенным паром. Под действием давления (Pg) объем уменьшается, концентрация (n) молекул жидкости возрастает, изменение логарифма концентрации (ln(n)) имеет положительный знак. Обратное значение изменения логарифма концентрации K = 1/(ln(n)) является интегральной величиной. Для выяснения физического смысла величины K выбраны условия интегрирования: d(1/T)/dP = C - линейная зависимость величины (1/ T) от давления P и значение (1/T) = 0 для несжатого состояния жидкости. Таким условиям соответствуют формулы для оценки величины K

K1 = kl.p. Kf (1 / (T Pc)); (10)

K2 = kl.p. Kf (C2s Cv / (Cp Pc)). (11)

где kl.p., Kf – коэффициенты; Cv, Cp, – изохорная и изобарная теплоемкости и плотность жидкости; Pc Pg – сжимающее давление.

Выбранные условия интегрирования совпадают с таковыми для определения суммы показателей степеней (m+n) в уравнении Ми для энергии взаимодействия (E) пары молекул на расстоянии a (E = Aa-n - Ba-m, где A и B - постоянные). В связи с этим в работе сравниваются результаты расчётов значений K1 и K2, полученные для величины K в рамках модели структурных единиц жидкости, с результатами расчётов суммы показателей (m+n) уравнения Ми по известной формуле

m+n = 3 (C -2), (12)

где C = d(1/T)/dP – постоянная величина, которую находили по литературным данным для зависимости объёма жидкости от давления.

В диссертации приведены результаты расчётов значений K1 и K2 для H2O и D2O (при значении коэффициентов kl.p. = 1, Kf = 1, см. таблицу ниже) в сравнении с имеющимся в литературе значением (m+n = 15,8 ± 2,9) для H2O в диапазоне температур от температуры плавления до 358 K.

Таблица

T K(4) (H2O) K(5) (H2O) K(4) D2O K(5) D2O
273 15,2 15,4 14,8 15,2
293 16,0 16,6 16,0 15,9
298 16,1 16,6 16,1 15,9
308 16,3 16,3 16,2 15,9
313 16,4 16,1 16,2 15,8
358 14,8 14,2 14,5 14,4

Оказалось, что средние значения величин K1 и K2 для H2O в рассматриваемом диапазоне температур совпадают с литературным значением величины (m+n), а в случае D2O (см. таблицу) практически совпадают с данными для протиевой воды (H2O).

Отличие значений коэффициента (Kf) от 1 (при kl.p. = 1) проявляется при сравнении K1 и K2 со значениями величины (m+n) в интервале температур от тройной токи до критической температуры, которое было проведено для D2O на линии насыщения жидкости (см. рис. 7, рис. 8).

Значения давления (Pc, MPa) для D2O и H2O в зависимости от-6

Рисунок 7 Значения давления (Pc, MPa) для D2O и H2O в зависимости от температуры (T, K).

Значения K1, K2 и (m+n) (Y) по формулам (10) - (12) для D2O (kd,-7

Рисунок 8 Значения K1, K2 и (m+n) (Y) по формулам (10) - (12) для D2O (kd, d1, d) и H2O (kh) на линии насыщения жидкости в зависимости от температуры (T, K): kd, kh – (K1, K2) при Kf =1; d1 - при Kf = f2 / f1; d – значения (m+n) по (12).

Моделированием установлено, что при каждой температуре значение коэффициента Kf, найденное из сравнения величины K1 (или K2) с (m+n), совпадает со значением константы равновесия двух типов молекул D2O-воды. Константа равновесия Kf = f2 / f1 содержит фракции (доли) молекул (f1 – для типа 1 (в решетке) и f2 – для типа 2 (вне решетки)). Из обнаруженного факта следуют формулы для расчёта значений величины (m+n) уравнения Ми, которые содержат параметр модели структурных единиц жидкости (Pg) и константу равновесия двух типов молекул (Kf):

m+n Kf / (TPg), (13)

m+n Kf (C2s Cv / (Cp Pg)). (14)

Значения константы равновесия Kf в области температур тройной точки воды меньше 1, при температурах 320-330 K соответствуют значению 1, а при 610-620 K проходят через максимум (3.2).

1. В рамках модели структурных единиц жидкости рассчитаны значения изобарной теплоёмкости и её составляющих и представлены в виде полиноминальных уравнений температурной зависимости для D2O-жидкости в области температур ниже 235 K (в которой отсутствуют данные по теплоёмкости из-за трудностей экспериментальных исследований, обусловленных неустойчивостью переохлаждённой жидкости).

2. Конфигурационная теплоемкость протиевой и дейтериевой воды дифференцирована на аддитивные составляющие различимых и тождественных частиц. Первая - одинакова у H2O и D2O. Вторая – в области температур переохлажденного состояния жидкости 300-310 K зависит от содержания бозонов и фермионов, образует два бозонных пика, которые обусловлены участием катионов D+ и протонных пар в обратимых переходах квантовый газ - конденсат по Эйнштейну. При повышении температуры до 350 K из-за распада протонных пар конфигурационная теплоемкость тождественных частиц протиевой воды уменьшается до отрицательных значений.

3. Модель обратимых переходов квантовый газ – конденсат дополнена условием: равенство частот конфигурационных колебаний частиц жидкости частотам колебаний частиц равновесного квантового газа. Обнаружено, что при температурах 300-310 K частоты конфигурационных колебаний протонов лежат в области трансляционных частот, а катионов D+ и протонных пар – в области нижней границы частот либрационных колебаний воды.

4. В рамках модели обратимых переходов квантовый газ – конденсат при частотах квантового газа с тепловой длиной волны обнаруживается проявление конфигурационных колебаний молекул D2O и H2O при температурах, соответствующих максимуму произведения давления и объёма равновесного насыщенного пара.

5. Обнаружено различие теплоёмкости тождественных частиц D2O и H2O в области бозонного пика при околокритических температурах, связанное с влиянием фермионов, которое преобладает в H2O-жидкости.

6. Получены (и апробированы в случае D2O на линии насыщения жидкости при температурах от тройной точки до критической температуры) формулы для расчёта значений величины (m+n) уравнения Ми, которые содержат константу равновесия двух типов молекул, изотермическую сжимаемость и параметр модели структурных единиц жидкости.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Саргаева Н.П., Барышев А.Н., Саргаев П.М. Бозоно-фермионные контрасты синергетики структурных единиц жидких D2O и H2O. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Естественные и точные науки. 2009. № 95. C. 120-133.

2. Саргаева Н.П., Барышев А.Н., Пучков Л.В., Саргаев П.М. Бозонный пик воды при околокритических температурах. // Вестник Казанского технологического университета. 2010. N. 2. С. 225-228.

3. Саргаева Н.П., Барышев А.Н., Пучков Л.В., Саргаев П.М. Бозон-фермионные контрасты теплоемкости H2O и D2O воды. // Вестник Казанского технологического университета. 2010. N. 1. С. 84-86.

4. Саргаева Н.П., Барышев А.Н., Пучков Л.В., Саргаев П.М. Скорость звука и структурные единицы воды. // Вестник Казанского технологического университета. 2010. N. 2. С. 238-241.

5. Саргаева Н.П., Наймушин А.Б., Барышев А.Н., Саргаев П.М., Критерии взаимодействия акустических полей с компонентами внутренней среды // Материалы юбилейной международной научной конференции, посвященной 200-летию высшего ветеринарного образования в России и 200-летию СПбГАВМ. – СПб.: СПбГАВМ, 2008. С. 81-82

6. Sargaeva N.P., Baryshev A.N., Puchkov L.V., Sargaev P.M. The speed of sound and water structural units // XVII International Conference on Chemical Thermodynamics in Russia. Abstracts. Vol. 1. Kazan, Russian Federation. June 29-July 3, 2009. P. 210.

7. Sargaeva N.P., Baryshev A.N., Puchkov L.V., Sargaev P.M. Liquid water boson peak at near-critical temperature // XVII International Conference on Chemical Thermodynamics in Russia. Abstracts. Vol. 1. Kazan, Russian Federation. June 29-July 3, 2009. P. 232.

8. Sargaeva N.P., Baryshev A.N., Puchkov L.V., Sargaev P.M. Heat capacity bose-fermi contrasts of D2O and H2O liquids // XVII International Conference on Chemical Thermodynamics in Russia. Abstracts. Vol. 1. Kazan, Russian Federation. June 29-July 3, 2009. P. 309.