СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………….
Глава I.Состояние проблемы активизации познавательной
деятельности учащихся в психолого-педагогической литературе.
………1.1.Характеристика познавательной деятельности и условия
ее формирования………………………………………………
1.2.Влияние туристско-краеведческой подготовки на
активизацию познавательной деятельности и развитие личности ребенка…………………………………………………..
1.3. Современное состояние проблемы активизации познавательной деятельности в практике туристско-краеведческой подготовки…………………………………………………………..
Глава II. Теоретические основы туристско-краеведческой подготов
ки……………………………………………………………
2.1.Принципы, основы и цели туристско-краеведческой подго товки……………………………………………………………..
2.2. Краеведческий принцип в туристско-краеведческой подготовке………………………………………
2.3.Содержание и формы организации туристско-краеведческой подготовки………………………………………………………
Глава Ш. Педагогический эксперимент.
3.1.Методические рекомендации по организации различных форм туристско-краеведческой подготовки……………………
3.2.Проверка эффективности степени мотивации к осуществлению туристско-краеведческой деятельности
……………………………………….
Введение.
Современное социально экономическое и духовное состояние российского общества требует особого внимания к вопросам совершенствования системы школьного образования.
Создание условий для туристско-краеведческой подготовки в школе, как средства повышения познавательной активности учащихся, а также для интеллектуальной, творческой, духовной самореализации личности отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества.
Опыт последних десятилетий показывает, что образовался некий вакуум в эмоционально- ценностном отношении к родной стране, заполнить который можно ценностями и знаниями о природе родного края позволяющими влиять не только на воспитание, но и обучение подрастающего поколения, и в частности на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Туристско-краеведческая подготовка в обучении географии – это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания взаимосвязи общества и природы, культуры и науки.
Любовь к родному краю, которую можно развить через туристско-краеведческую подготовку, знание его природы и истории являются той основой, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества в целом. Осознание ценности природного и исторического наследия своего края способствуют формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности учащихся.
Современные ученые прямо связывают активизацию познавательной деятельности учащихся с задачами образования и просвещения (В. П. Голов, А. Е. Сейнинский, А. А. Остапец). Активное изучение и освоение природной среды своего края органически включенное в учебно-воспитательный процесс, является важным фактором познания окружающего мира на основе ощущения субъективной причастности к прошлому, настоящему и будущему.
Современная туристско-краеведческая подготовка рассматривается как синтез различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентированной) на основе осмысления природы родного края. При этом речь идет не только об освоении содержания краеведческого курса географии, но и его развивающем значении. Однако именно познавательно – развивающий потенциал туристско-краеведческой подготовки до сих пор специальным образом недостаточно изучен.
В свете концепции гуманизации образования, вопрос активизации познавательной деятельности, в процессе туристско-краеведческой подготовки, становится чрезвычайно актуален. Особое место в решении поставленной задачи приобретает реализация познавательных, творческих заданий, а, следовательно, и развитие познавательной деятельности ученика через реализацию таких заданий.
В настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся имеет огромный общественный резонанс. «Выпускникам необходимы более сложные приемы деятельности, умения получать информацию из различных источников, осмысливать ее в реальных жизненных ситуациях», говорится в проекте двенадцатилетней образовательной школы.
Актуальность и недостаточная ее реализация в процессе туристско-краеведческой подготовки, обусловили выбор темы дипломной работы.
Цель исследования: разработка системы туристско-краеведческой подготовки, направленной на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Объект исследования: туристско-краеведческая подготовка в системе школьного географического краеведения.
Предмет исследования: условия активизации познавательной деятельности учащихся средствами туристско-краеведческой подготовки.
Гипотеза исследования. Активизация интеллектуально – познавательной деятельности учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки обеспечивается, ЕСЛИ:
целью туристско-краеведческой подготовки выступает развитие познавательной деятельности учащихся, проявляющееся в знании, понимании, умении;
представленная информация (природоведческого, исторического, этнографического, экономического, топонимического характера) в содержании туристско-краеведческой подготовки структурирована в соответствии с познавательными основными функциями научного знания и логическими критериями (ясности, точности, последовательности и доказательности);
учитывая интеграционный потенциал географии и междисциплинарный подход в обучении, в качестве объекта изучения будут выбраны уникальные территории, как неотъемлемая часть ресурсов наследия, состоящие из природных и социально – исторических составляющих окружающей среды.
туристско-краеведческая подготовка, соединяя два эффективных средства обучения и воспитания – туризм и краеведение, создает одну из комплексных подсистем целостного учебно-воспитательного процесса, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, активизировать творческое включение учащихся в освоение окружающей действительности.
На основе выдвинутой гипотезы и в соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
обобщить накопленный и существующий опыт туристско-краеведческой подготовки, изучить и проанализировать имеющиеся образовательные программы школьного географического краеведения.
провести экспериментальное исследование и проанализировать эффективность туристско-краеведческой подготовки в целях активизации познавательной деятельности учащихся.
изучить состояние проблемы активизации познавательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях и в практике туристско-
краеведческой подготовки.
определить содержание, основные виды, формы и методы туристско-краеведческой подготовки, содействующие активизации познавательной деятельности учащихся.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования. Теоретические методы – анализ географической, психолого-педагогической, научно – методической литературы по исследуемой теме. Эмпирические методы – обобщение опыта работы школы в аспекте исследуемой темы, наблюдения, проведение педагогического эксперимента – констатирующего и обучающего.
Глава I. Состояние проблемы активизации познавательной деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки.
1.1.Характеристика познавательной деятельности и условия ее формирования.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки на уроках географии и за их пределами должна рассматриваться как часть общей проблемы развивающего и воспитывающего обучения.
По мнению А.В. Даринского (13), важнейшим требованием к процессу обучения является активная деятельность учащихся. Это, прежде всего, их активность в учении, которая формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется сознательными и целеустремленными усилиями учащихся для успешного выполнения задач. Вместе с тем активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков, на формирование познавательной активности учащихся, т.е. качества личности, характеризующего отношение к изучаемому предмету и самому процессу учения. Основу для активизации познавательной деятельности обеспечивает изучение объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность. У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый, непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознает стоящую перед ним познавательную задачу и ищет пути ее решения.
По мнению Н. Ф. Виноградовой (9), в целом вопрос активизации познавательной деятельности вскрывает в себе огромное количество других вопросов, например:
Почему одни школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие – скованны и равнодушны к учению?
Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес?
Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Нужно ли специально развивать познавательный интерес школьников?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо для начала разобраться, что же такое познавательная деятельность.
Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром.
Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.). И в то же время, любая деятельность, которой занимается индивид, способствует развитию его умения познавать окружающий мир.
Учителю необходимо знать, что познавательная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из процесса преобразования предмета и результата. Для развития умений школьников познавать окружающий мир необходимо учить их определять цель познания, находить средства которые помогут быстро и легко справиться с поставленными задачами, соотнести с ними процесс своей деятельности, а также оценить полученный результат.
Учитывая особенности познавательной деятельности, ребенок должен ответить на ряд вопросов: «Какие знания и умения необходимы мне для выполнения заданной задачи?», «Какими знаниями и умениями я обладаю?», «Какие знания-умения мне необходимо приобрести?». Неизбежно при изучении вопроса активизации познавательной деятельности встает вопрос: «Связана ли активная познавательная деятельность школьника с наличием у него познавательного интереса?». Если это так, то можно ли, развивая познавательный интерес к знаниям об окружающем мире, сформировать и познавательную активность ученика в учебной деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть характеристику познавательного интереса.
Что же такое познавательный интерес? Существует несколько определений познавательного интереса.
Познавательный интерес – это избирательная направленность на отдельные объекты окружающего мира, связанная с положительно-эмоциональным отношением, познавательной активностью и волевым усилием субъекта. Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать свое отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр.
Известно, что существует опосредованный интерес, источник которого коренится не в объекте, а в отношении человека к объекту, к окружающему миру. Например, сначала школьника не интересует география как предмет, но ее знания необходимы для реализации жизненных планов, и он проявляет к ней интерес. Это интерес цели, когда возбуждается интерес не к объекту деятельности, а к цели. В нашем исследовании мы говорим о формировании и активизации познавательного интереса.
Необходимо так конструировать обучение географии, чтобы создавать и активизировать внутреннюю среду у учащихся. Создание же внутренней среды при наличии в ней познавательного интереса всегда активизируют познавательную деятельность учащихся. Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает действенность всех функций обучения. В познании школьника отражение данной предметной области обязательно связано и с отношением.
Организация туристско-краеведческой деятельности, усвоения знаний, развитие творческих способностей неизбежно должно сопровождаться формированием и обеспечением интереса к учению, к объектам изучения. Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что действие познавательного интереса, как одной из составляющих познавательной деятельности, довольно многозначно. В ученом процессе он выступает и как средство обучения, и как мотив (внутреннее побуждение деятельности). Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения, в общей структуре мотивации познавательной деятельности он ранее всего осознается учеником. На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности. Здесь можно говорить о слиянии познавательного интереса с высокой духовной потребностью.
Опираясь на определение познавательного интереса, сформулированное И. Я. Ланиной (25) – как положительно эмоционально окрашенное отношение личности к познанию окружающей действительности, проявляющееся в направленности на активное усвоение субъективно – значимых объектов учебно-познавательной деятельности, конкретизируем «интерес к процессу познания» и «интерес к географии, как учебному предмету». Интерес к географии следует рассматривать как вид познавательного интереса с особой предметной направленностью. В случае интереса к процессу познания субъективно – значимым объектом познавательной деятельности становится с одной стороны – содержание «любимой »науки и соответствующие ей способы познания, а с другой – сущность окружающих процессов и явлений и сам процесс познавательной творческой деятельности, формирующей знания. Следовательно, когда речь о познавательном интересе к географии, то субъективно – значимым объектом познавательной деятельности является содержание «любимой» науки и соответствующие ей способы познания.
В учебно-воспитательном процессе интерес к туристско-краеведческой подготовке выступает как одно из проявлений дифференциации познавательных интересов, в котором из многих окружающих явлений избирательно отражаются именно географические. Тенденция человека, обладающего интересом к географии, углубиться в сущность познаваемого создает особую потребность в изучении географических явлений, процессов, закономерностей. Именно познавательные интересы, являющиеся составной всей познавательной деятельности, являются доминирующими в мотивационной структуре школьников. Локальные (стержневые) интересы обнаруживаются уже у младших школьников и постепенно возрастают к старшим классам.
Наилучшим вариантом активизации познавательной деятельности учащихся является стержневой интерес на фоне общей любознательности. Именно тогда, происходит углубленный процесс познания в интересующей области, что при наличии общей любознательности может содействовать значительным приобретениям и в области обобщения умений и в области мотивационно операционных сторон познания. По мнению Ляндзберга А. Р. (28), в туристско-краеведческой подготовке, на основе усложняющихся познавательных задач, происходит перестройка интересов от неустойчивых к более глубоким и дифференцированным, когда как временные интересы используются для перевода в длительные и постоянные. При этом учитываются разнообразные источники возникновения интересов и организуются педагогические условия для их развития.
Туристско-краеведческая подготовка определяется мотивами, которые во внутренне плане выражены через познавательный интерес. К критериям познавательного интереса относятся: особенность поведения учащихся, активное включение в деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона. Факторы, влияющие на формирование познавательного, интереса отражены в схеме:
Схема №1.
Личность учителя Содержание предмета Средства обучения
Познавательный интерес |
Виды познавательной Формы организации Методы обучения
деятельности обучения
Существуют и другие факторы, например: материальные условия обучения, родители…
Итак, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на: обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности; сознательное отношение к усвоению; на формирование познавательных интересов.
Как считает В. Б. Бондаревский (5, 6), решающим источником в формировании и развитии интересов учащихся является активизация познавательной деятельности при помощи творческих работ, во время экскурсий и походов.
Повседневная умственная активность учащихся, их творчество развивают и укрепляют познавательные силы и способствуют активизации познавательной деятельности. В процессе туристско-краеведческой подготовки активизируется наблюдательность, любопытство и любознательность, а она, вместе с тем, формирует познавательную активность школьников и оказывает существенное влияние на их познавательные интересы.
Синтез обучения и практики развивает самостоятельную творческую мысль, позволяет шире использовать практические знания в решении практических вопросов.
Изучению познавательных интересов посвящены исследования Г. И. Щукиной (44, 45). По определению Г. И. Щукиной, познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям, окружающим действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на процесс познания: ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к активной познавательной деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
В то же время, познавательный интерес – глубоко личностное образование. Его психологическую природу составляет система жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Именно познавательный интерес и целостность связанных с ним состояний личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для эффективного учения.
Познавательный интерес рассматривается автором как один из мотивов деятельности ребенка. Автор рассматривает развитие познавательных интересов под влиянием систематического обучения, в которых от конкретных фактов, от описания явлений учащиеся переходят к вскрытию их сущности. Выделяется ряд факторов, способствующие развитию познавательной деятельности, это высокий идейно- теоретический уровень обучения, научность преподнесения знаний, вычленение основных идей, связь науки с жизнью.
Побуждать учащихся к активной и плодотворной деятельности, развивать у них познавательный интерес, значит, создавать благоприятные возможности для развития самостоятельности и активности у учеников. Лишь, когда та или иная область науки заинтересует школьника, тогда он охотнее занимается ее, старается более глубоко и основательно изучить все стороны явлений и событий, которые увлекли его. Иначе интерес школьников не может иметь характер познавательной подлинной направленности. Важная черта познавательного интереса – это то, что под его влиянием учащиеся все время ищут новые стороны в предмете, стараются установить в нем более глубокие связи и отношения.
Развитие познавательного интереса предполагает поиск учителем путей совершенствования учебного процесса. С учетом индивидуальных способностей учащихся учитель может развить интерес к предмету и успешно формировать знания. Интерес к познанию – основа развития склонностей, творческих способностей. Не случайно лучшие учителя страны развитию познавательного интереса придают первостепенное значение, строят свою работу так, чтобы взволновать, всколыхнуть и разум и чувства своих питомцев.
Принципиально новый подход к проблеме активизации познавательной деятельности учащихся: познавательный интерес не только стимул развития деятельности, но и стимул развития личности. Этим подчеркнуто, что познавательный интерес является фактором, стимулирующим и обогащение школьников знаниями, и деятельность, направленную на добывание этих знаний, и воспитательную сторону процесса обучения.
Рассматривая познавательный интерес как устойчивую черту личности, автор в то же время подчеркивает очень важную сторону интереса, что он выступает как мотив познавательной деятельности, в которой аккумулируется опыт положительных переживаний ребенка. Процесс деятельности выступает как побудитель интеллектуальной активности, как стимулятор волевых усилий школьников.
Отношение, выраженное в стремлении к познанию, как раз определяет такие компоненты интереса, как волевые усилия, внимание, чувства, интеллектуальную активность. В тесной взаимосвязи параллельно с кругозором школьников растут интересы. И, где, как ни в процессе туристско-краеведческой подготовки, расширяется кругозор, а параллельно растут интересы.
Содержание учебных предметов является важным источником формирования познавательных интересов. Но ни содержание учебных предметов, ни познавательные умения сами по себе еще не реализуют интерес. Для этого необходимо создание условий. И одним из самых доступных и интересных условий является туристско-краеведческая подготовка (45).
В процессе туристско-краеведческой подготовки формируется сложная система разнообразных отношений, оказывающая значительное влияние на интерес к познанию: отношения творческого сотрудничества, отношение к старине и современности, отношение к самому себе как члену общества. Пробуждение и углубление познавательного интереса определяется постановкой ясной цели туристско-краеведческой подготовки, учитывающей потребности учащихся.
Важным условием организации туристско-краеведческой подготовки является ее интеллектуальная направленность, правильный выбор характера заданий, сочетание исполнительской деятельности с поисковой, и творческой.
Формируя интересы учащихся к познанию в процессе туристскокраеведческой подготовки, важно вооружить воспитанников практическими, познавательными, трудовыми, организационными умениями. Непременным условием формирования познавательных интересов учащихся является создание благоприятной эмоциональной атмосферы туристско-краеведческой работы. Не менее важным условием развития интереса при познании своего края, как показывает опыт учителей географии, является последовательное усложнение внеклассных дел, система индивидуальных исследовательских заданий, широкое использование методики коллективной творческой деятельности.
В формировании познавательных интересов учащихся важна общественная оценка туристско-краеведческой подготовки. Признание положительные результатов убеждает в необходимости значимости деятельности, вызывает желание продолжить ее, пробуждает положительные эмоции.(34 стр.36).
Решающее значение имеет содержательность туристско-краеведческой подготовки, опора на прошлый опыт, такая организация туристско-краеведческих занятий, при которых приобретенные знания способствуют познанию нового.
Проанализировав сущность познавательного интереса можно сделать вывод: для конструирования системы активизации познавательной деятельности учащихся необходимо исследовать предпосылки и условия ее формирования. К основным предпосылкам познавательной деятельности учащихся можно отнести:
психологическую подготовку учащихся (создание положительных переживаний, связанных с усвоением новых знаний).
подготовку «умственной почвы» (обогатить учащихся новыми яркими впечатлениями, создать новый опыт, облегчающий восприятие знаний по данному предмету).
использование жизненного опыта учащихся.
Выявление предпосылок еще не решает проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. С этой целью в педагогической психологии определен целый ряд существенных условий активизации познавательной деятельности учащихся:
осознание ближайших целей обучения;
овладение знаниями мировоззренческого плана;
осознание практической и теоретической значимости усваиваемых знаний;
показ перспективных «линий» в развитии содержания научных понятий;
комплексный подход к занятиям;
эмоциональная форма изложения информации;
наличие познавательно-психологического климата на занятиях;
оптимальные сочетания между трудностью и доступностью учебного материала;
профессиональная направленность учебной деятельности.
Влияние характера познавательной деятельности на развитие интереса отражено в работах Левитова Н. Д. и Лемберга Р. Г.(26, 27). Авторы считают, что решающее влияние на формирование интереса оказывают творческие методы, среди них и проблемное обучение, а также некоторые виды учебной деятельности. Значительную роль в формировании интереса отводят содержанию учебного материала, при этом большое место уделяется занимательности.
Особого внимания заслуживает опыт О. В. Уступ-Крыловой, который направлен на развитие познавательной активности школьников (23). Она выделяет ряд факторов, влияющих на активизацию познавательного интереса к изучению географии. К основным факторам автор относит содержание, методы обучения и деятельность учащихся. При этом показывается, что в процессе активизации познавательного интереса решающее значение имеет сочетание всех факторов. Взаимодействие всех этих факторов возможно лишь в том случае, если учитель будет представлять себе, что вызывает интерес учеников при изложении материала, что интересно в познавательной деятельности и как организовать интересную для них работу.
На примерах курсов физической географии и природоведения В.П. Корнеев (21) раскрывает дидактические условия развития познавательного интереса, имея в виду совокупность путей и средств, стимулирующих активность учащихся через содержание предметов и через организацию деятельности школьников. Активизация познавательной деятельности направлена не только на активизацию познавательного интереса, но и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности. В процессе туристско-краеведческой подготовки школьники должен проходить путь: от изумления к любопытству и удивлению, от него к активной деятельности и прочному знанию и научному поиску.
Любознательности и стремлению узнать, от них прочному знанию и научному поиск. На первой стадии – удивления и любопытства – у школьников возникает ситуативный интерес. Этот интерес быстро исчезает при изменившейся ситуации на занятии, а во время туристско-краеведческих занятий, этот интерес поддерживается намного дольше.
Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности учащегося характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты занятия – красота родного края, мастерство преподавателя, формы работы во время туристско-краеведческого подхода. Познавательный компонент в деятельности школьников, проявляющих любопытство, очень ограничен: он связан с тем, что сейчас происходит вокруг него. При увеличении конкретных знаний учащихся в процессе учебной и внеклассной краеведческой деятельности, но мере осознания ряда факторов, явлений, законов, которые учащиеся видят непосредственно перед собой, происходит все большая активизация интереса: ученик придает все большее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность, и где, как ни во время туристско-краеведческих путешествий, экскурсий, любознательность проявляется в большей мере, чем в какой-либо другой форме организации учебного процесса. Любознательность является более совершенной ступенью познавательной направленности личности учащегося. Поэтому проявление любознательности связано с тем содержанием учебной деятельности.
Активизация познавательной деятельности направлена не только на активизацию познавательного интереса, но и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности.
Выше уже отмечалась важность самостоятельной работы в активизации познавательной деятельности. По мнению И. Бариновой, Т. Герасимовой (36), хочется отметить, что познавательная самостоятельная деятельность у учащихся развивается тогда, когда их обучают самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого можно с помощью целенаправленного формирования у них приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся средством самостоятельного приобретения новых знаний и новых приемов не только в условиях учебного процесса, но и вне школы.
Из всех приемов учебной работы выделяются две основные группы: учебно-организационные и приемы учения как такового. Учителя географии занимают в первую очередь приемами, относящимися к учению как таковому: специфическими географическими и формируемыми на межпредметной основе. Межпредметные приемы учебной работы при обучении географии формируются тогда, когда подчеркивается их специфика как географических. Формирование приемов учебной работы – это органическая часть содержания учебного процесса, направленного на приобретение и закрепление знаний, и на усвоение приемов учебной работы. Целенаправленная работа над усвоением приемов учебной работы создает наиболее благоприятные условия для формирования умений и навыков. Применительно к географии, как учебному предмету, следует говорить о специфических географических умениях и навыках, связанных с его содержанием. А туристско-краеведческая подготовка, в решении этого вопроса выходит на одно из первых мест, так как, именно, во время, туристско-краеведческой подготовки умения и навыки, закрепляются в наибольшей степени. Применительно к приемам учебной работы можно назвать три основных уровня познавательной самостоятельности учащихся.
Первый уровень – учащиеся самостоятельно выполняют задания после того, как учитель добился осознания состава приема, показал образец действий и проверил правильность их воспроизведения учащимися. Но познавательная самостоятельная деятельность развивается тогда, когда учащиеся переходят от действий, выполняемых под руководством учителя, к самостоятельным действиям.
Второй уровень – учащиеся самостоятельно осуществляют перенос приема на задачи, сходные с обучающими задачами, но несколько измененные. Самостоятельность учащихся на втором этапе наиболее применима в обучении географии, поскольку специфические географические обобщенные приемы учебной работы приходится использовать при изучении новой темы. Мышление и действия учащихся на втором уровне самостоятельности активизируются благодаря тому, что возникает противоречие между тем, что знает и умеет учащийся, и новизной в условии задания. Деятельность учащихся в основном частично-поисковая.
Третий уровень самостоятельности в познавательной деятельности учащихся характеризуется их творческим подходом к использованию ранее усвоенных приемов учебной работы. Получив задание, и убедившись, что усвоенные приемы не могут быть использованы для его выполнения, школьник начинает искать пути решения, конструирует новые приемы. Для любого вида краеведческой деятельности третий уровень наиболее характерен. Деятельность учащихся на третьем уровне – полностью самостоятельно-поисковая.
Специфика содержания туристско-краеведческой подготовки такова, что объекты ее изучения трехмерны, изменяются во времени, характеризуются своеобразным внешним обликом. Поэтому в краеведческой работе одновременно используются несколько источников знаний в разных сочетаниях. Выбор сочетаний методов по источникам знаний зависит от специфики содержания того или иного вида туристско-краеведческой подготовки.(36).
По мнению Г. А. Буткина, И. А. Володарской (7), в педагогике
под самостоятельной познавательной деятельностью мы понимаем способность человека, ориентироваться в новой ситуации, самому видеть и ставить проблемы, находить подход к их решению и осуществить его. Преимущества туристско-краеведческой подготовки для решения этой важнейшей задачи заключаются в том, что, если исходить из классификации приемов учебной работы, обучение физической географии обеспечивает единство содержательного компонента учебного процесса и операционного. Во время туристско-краеведческих мероприятий учащийся активен не внешне, а находится все время в деятельности: думает, рассуждает, сопоставляет задачу и возможность ее решения непосредственно в природе.
В процессе усвоения приемов учебной работы у учащихся возникает уверенность в том, что они могут выполнять самостоятельно задания. Поэтому у них появляется потребность в самостоятельной работе, т. е. Внутренний стимул. Фактически обеспечивается единство трех сторон познавательной деятельности, необходимое для развития самостоятельности учащихся: содержательная, операционная, мотивационная. В процессе туристско-краеведческой подготовки место и роль самостоятельной познавательной деятельности возрастает в несколько раз. На первом этапе самостоятельность учащихся проявляется в том, что они впервые выполняют действия в определенной последовательности, впервые обращаются к новому для данного типа заданию, используемому в индивидуальной работе. Умственно напряжение, активность мышления и действий проявляется в том, что учащийся должен активизировать знание о составе приема и применить его в действиях, требуемых условием задания. Обычно первый уровень самостоятельности соответствует закреплению приема учебной работы на первом этапе формирования.
Решение задачи развития познавательной самостоятельной деятельности учащихся находится в прямой зависимости от руководства работы учителем, т. е. от методов обучения. Учитель использует методы по источникам знаний и по разным уровням самостоятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
По мнению В. А. Щенева (44), формирование самостоятельности учащихся – одна из наиболее важных задач преподавания каждого учебного предмета, в том числе и географии. Разные предметы идут к решению этой задачи своими путями. Для учителя географии одним из таких путей является туристско-краеведческая подготовка. Формирование самостоятельности школьников происходит в процессе активной работы с различными источниками знаний. В связи с этим возникает вопрос об источниках краеведческих знаний.
Долгое время считалось, что только внеклассная, вернее, внешкольная туристско-краеведческая работа дает учащимся знания о географии своей местности. Между тем источников туристско-краеведческих знаний довольно много, основными из них являются:
1. Наблюдения в природе и за хозяйственной деятельностью населения. Практические работы, выполняемые учащимися на местности, в том числе во время экскурсий.
2. Географические карты – общие и специальные. Эти карты могут изображать свой край (область), а также территории, частью которой является родной край. Другие учебные пособия (картины, фотографии и пр.).
3. Живое слово учителя.
4. Краеведческие знания, полученные учащимися в предыдущих классах.
5. Жизненный опыт учащихся. Радио- и телепередачи, рассказы старожилов, сообщения местной печати.
6. Литература краеведческого содержания.
Главный источник туристско-краеведческих знаний – непосредственное изучение школьниками своего края. Но полные сведения о родном крае даются не одним каким-либо источником, а часто несколькими, поэтому одного непосредственного изучения родного края недостаточно для его познания. Учащиеся не могут, например, изучить свой край без краеведческих пособий, рассказа учителя, без географической карты. Другими словами, источники краеведческих знаний не взаимозаменяемы, их надо использовать одновременно.
Необходимо подчеркнуть, что не все знания, умения и навыки, сформированные во время наблюдений, практических работ и экскурсий в своей местности, являются краеведческими. Они будут ими только при условии, если в ходе наблюдений, практических работ и т. д., наряду с общегеографическими знаниями учащиеся получат также знания о своей местности. Обучение ориентированию по Полярной звезде, например, с этой точки зрения, отличается от работы по определению широты своего места с помощью этой звезды. Последняя работа дает возможность установить специфическую особенность своей местности – ее географическую широту. Полярная звезда объект не краеведческий, но с ее помощью расширяются знания о своей местности, ориентирование же по Полярной звезде обогащает только общегеографические знания. Разнообразие источников краеведческих знаний расширяет возможность их использования для развития самостоятельности школьников. При этом, конечно, учитываются содержание географических курсов разных лет обучения, уровень знаний, умений и навыков, закономерности географических понятий. Обычно знания учащихся о географических объектах и явлениях местного края привлекаются учителем в качестве дополнительного материала, иллюстрирующего, поясняющего основные положения урока, то есть для закрепления уже изученного. Такой краеведческий подход мало активизирует познавательную деятельность школьников. Использование туристско-краеведческой подготовки для формирования самостоятельности школьников не может быть одинаковым в преподавании различных курсов. В 5 классе учащиеся знакомятся с ближайшим окружением школы. Поэтому на уроках привлекаются преимущественно сведения, полученные во время экскурсий, наблюдений. Общегеографические понятия формируются значительно легче, если пятиклассники знакомы со своей местностью, с местной рекой, озером и т. д., то есть имеют соответствующие краеведческие представления. Ведь у них развито главным образом конкретное мышление.
Краеведческие представления должны быть основой формирования общих географических понятий, таких как холм, равнина, река и др. Поэтому прежде, чем дать определение того или иного понятия, учащиеся вспоминают существенные признаки увиденных ими в природе объектов, и на их основе делают выводы. Использование туристско-краеведческого материала, как основы для формирования общих географических понятий – главный путь развития самостоятельности учащихся в процессе туристско-краеведческой подготовки в 5 классе. Но путь этот не единственный. В ряде случаев сведения краеведческого характера нужны как иллюстрация изучаемых закономерностей. Когда краеведческих материалов недостаточно для вывода о существенных признаках понятия, то они только иллюстрируют изучаемое на уроке.
При изучении страноведческих курсов 7 – 8 классов материалы туристско-краеведческой подготовки используются иначе, чем в 5 классе. У учащихся этих классов более развито абстрактное мышление, чем у пятиклассников. В этих классах формируются в основном единичные понятия, изучаются территории, расположенные, на много километров от школы. Каждая из изучаемых территорий имеет свои отличительные черты, и показать их важная задача страноведческих курсов. Туристско-краеведческая подготовка помогает конкретизировать географические объекты и явления, в особенности путем сравнения изучаемых территорий со своей местностью. В реальности существования отдельных предметов и явлений учащиеся убеждаются наглядно, поскольку видят их в окружающей жизни.
В 6–8 классах продолжается формирование общих землеведческих понятий. Некоторые из них, особенно при изучении географии России, могут быть усвоены только на основе туристско-краеведческого материала. Опыт показывает, что такое сложное понятие, как «расход реки», хорошо усваивается всеми учащимися, если они сами произведут несколько непосредственных измерений на местной реке. Известно, что разделы о климате из – за сложности и отвлеченности усваиваются особенно медленно и трудно, поэтому при их изучении особенно важно опираться на знания школьников о погоде и климате своей местности.
При изучении страноведческих курсов учащиеся используют новые источники краеведческих знаний: климатические, экономические карты, разнообразную литературу, в том числе пособия по географии своей области. Эти пособия обеспечивают еще более углубленные знание родного края и других территорий. Как бы, например, ни были хорошо организованы метеорологические наблюдения, учащиеся не могут только лишь на их основе вывести многолетнюю среднюю температуру января и июля в своей местности. Эти сведения они получают из климатических карт.
В процессе туристско-краеведческой подготовки местный материал может быть привлечен для постановки проблемных вопросов, связанных с краеведческим материалом. Прием создания «проблемной ситуации» известен давно, он широко применяется.
Как считает Д. Б. Эльконин (47), познавательная деятельность современного подростка в значительной мере определяется новообразованиями этого возраста – стремлениями к взрослости, а вместе с ним стремлением к самостоятельности. Этот возраст отличается избирательной способностью к тем или иным сторонам обучения. Положительной стороной этого качества является готовность подростков ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Отсюда и заметный интерес к самостоятельной работе на уроках, так и за пределами. И именно в этом возрасте можно активно включить ребят в учебный процесс через туристско-краеведческую подготовку, в которой как ни в какой другой учащиеся проявляют много самостоятельности и творчества.
Какие же условия нужно учесть в педагогическом процессе, чтобы реализовать задачу активизации познавательной деятельности учащихся? По мнению Н. Ф. Виноградовой (9), Условия должны быть следующими:
1. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того, чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо использовать «эмоциональную поддержку». Это особенно касается этапа первоначального предъявления программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка помогает рассмотреть и изучить объект со всех сторон.
2. Для появления живого познавательного интереса в процессе учебной деятельности, необходимо использовать уже имеющийся опыт, те знания, которые школьники получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, из книг и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка («я уже что-то об этом знаю»), стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание обсуждать («я думаю, что…») играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.
3. Достаточно часто возникновение интереса к окружающему миру у школьников связано не с наличием знания, а с его отсутствием. Интерес возникает на основе ориентировочной реакции. Как только ученик приобретает некий, запас знаний, удовлетворяет свое любопытство, интерес угасает. Это происходит, например, тогда, когда учитель злоупотребляет формальным повторением материала. Отсюда вытекает следующее условие организации познавательной деятельности учащихся в школе:
4. Обязательное наличие элементов новизны, « неузнаваемость» содержания, невозможность решить учебную задачу с ходу.
5. Необходимо поддержать инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания. И в этом плане туристско-краеведческий подход выходит на одно из первых мест. Учащиеся могут выполнять разноуровневые задания, которые они выбирают самостоятельно, по собственному желанию. Кроме того, большинство заданий учащиеся выполняют либо в парах, либо небольшими группами, в которые ребята объединяются по собственному желанию.
Следует отметить, что в ходе туристско-краеведческой подготовки зачастую ребятам приходится решать различного рода логические задачи. Что же такое логическая задача? Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. А уж таких нестандартных ситуаций в ходе туристско-краеведческой подготовки бывает предостаточно. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, делать выводы, анализировать. Ответ на логическую задачу ребенок может дать только в том случае, если он осознал определенные связи и закономерности в окружающем мире (в природе), увидел их «отражение» в содержании логической задачи. Особая ценность логических задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребенка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Б. Паскаль: «Опираться можно на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека. Исходя из этого, можно оценить и значение высказывания выдающегося педагога А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
В ходе обсуждения проблемы активизации познавательной деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки поднимается и такой немаловажный вопрос: «Может ли гипотеза быть источником знаний, или целесообразно, чтобы они получали знания в готовом виде?»
Не секрет, что в последние годы школа встала на путь отхода от авторитарного, инструктивно-пошагового (объяснительно-иллюстративного) обучения. В связи с этим возрос интерес к проблемному обучению. Мы не будем рассматривать вопрос проблемного обучения, так как это очень емкий, важный вопрос, и для его рассмотрения требуется отдельная работа, но не затронуть его также невозможно. По мнению М.А. Шаталова, проблемное обучение определяется как «целостная система, в основе которой лежит особый тип взаимодействия учителя и ученика, характеризующейся организацией самостоятельной поисковой деятельности последнего в процессе решения им цепи взаимосвязанных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез». Современный «массовый» ученик получает в основном три роли: он – «зритель», «слушатель», «репродуктор». Это означает, что учащийся пользуется в основном восприятием (нужно увидеть, услышать…) и памятью (все хорошо запомнить, затем воспроизвести). Такая ситуация в образовании приводит к нескольким «болевым точкам». Во-первых, ученик остается фактически бесправным участником процесса обучения, у него нет потребности и умений обучаться. Во-вторых, на нет, сходит инициатива, самостоятельность, он действует только в строгом соответствии с указанием. Решение проблемы – это активная самостоятельная деятельность, которая подкрепляется разнообразными эмоциями. Она приводит к формированию новых связей, качеств ума, что отражает сдвиг в умственном развитии.
Поиск способов активизации познавательной деятельности, стимулирование познавательных сил и возможностей ребенка привели к возникновению идеи проблемного обучения. У истоков ее разработки стояли такие ученые, как И.Я. Лернер, Т. И, Шамова и др. Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика. Весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью учителя), и поэтому каждое « открытие» какой-нибудь научной идеи (закон, правила, закономерности, факты, события…) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью. (9).
1.2. Влияние туристско-краеведческой подготовки на активизацию познавательной деятельности и развитие личности ребенка.
Туристско-краеведческая подготовка, являясь одним из эффективных педагогических средств и составной частью общей, системы учебно-воспитательной работы, играет определенную роль в активизации обучения и воспитания. Образовательно-воспитательное значение туристско-краеведческой подготовки, прежде всего, проявляется в активизации познавательной деятельности учащихся.
Туристско-краеведческая подготовка, как фактор активизации познавательной деятельности, имеет множество объективных сторон, способствующих появлению и укреплению интереса к знаниям, к глубокому изучению явлений окружающей жизни, к процессу исследования. Приобщение учащихся к изучению явлений при помощи туристско-краеведческой подготовки способствует оживлению учебного материала, его связи с жизнью. Туристско-краеведческая подготовка позволяет учащимся ощутить и глубже понять всеобщие закономерности явлений науки и жизни – взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, идеи развития изучаемых в школе явлений, на близких примерах природы, экономики, географии, исторических событиях родного края. Так, например, познавая закономерности, связанные с климатообразующими факторами, учащиеся учились устанавливать и объяснять явления, характеризующие местную погоду, делать ее прогнозы.
При этом интенсивно идет процесс интеллектуального обогащения школьников (в местном материале они черпают новые знания, укрепляют старые и перестраивают их под влиянием старых). Это связанно именно с той особенностью туристско-краеведческой подготовки, что она позволяет легче и быстрее восстанавливать прежние следы, активизировать в памяти давно забытое. Привлечение туристско-краеведческого материала, возможность оперирования им составляет важную особенность активизации интересов учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности. Обращение к натуральным объектам природы является той опорой, на которой формируется как первоначальный интерес к краеведческому материалу, так и познавательный интерес к учебной деятельности. Объект осмысливается школьниками под углом зрения прежних знаний, сами знания перестраиваются, и это поднимает их на новую, более высокую ступень. Непосредственное соприкосновение с природой родного края оказывает сильное влияние на познавательную деятельность школьников, о чем говорят данные опроса учащихся, участвовавших в туристско-краеведческой подготовке. Творческое воображение, активно включенное в процесс туристско-краеведческой подготовки, сопровождает процесс изучения явления. Оно позволяет по-новому посмотреть на окружающую действительность, а это является значительным стимулом для активизации познавательной деятельности учащихся. Изменяется отношение школьников не только к природному объекту, который теперь выступает перед ними свидетелем живой истории, но и к процессу добывания, отыскивания знаний при помощи нового средства – краеведения. В туристско-краеведческой подготовке более чем где-либо в учебном процессе, непосредственное соприкосновение с объектами и явлениями природы чаще всего стимулирует и активизирует познавательную деятельность. Следует усмотреть и другую очень важную для активизации познавательной деятельности сторону. При непосредственном соприкосновении с природным объектом или местным явлением природы школьники лучше улавливают идею развития самого процесса.
Реальные впечатления, сравнение того, что было, с тем, что есть, создают опору для развития знаний, которые надолго сохраняются в памяти. Эта возможность проникать в процесс развития способствует углублению знаний, а вместе с тем и активизирует познавательную деятельность школьников. В туристско-краеведческой подготовке для школьников открывается большой простор исследованию, поиску. Изучение первоисточников, различных явлений природы, требует более зоркого наблюдения, умения в отдельных ситуациях схватить главное, вычленить в нем основные признаки. Иногда не представляется возможным вторично вернуться к объекту или явлению, что требует максимальной мобилизации внимания школьников. Работа с первоисточниками позволяет широко использовать такие приемы, которые побуждают школьников ставить события в логическую связь, выявлять существенные стороны явлений, искать что-то новое в местном материале для восполнения пробелов в знаниях. Это обращает учеников к поисковой деятельности, к исследованию, побуждает к высокой познавательной активности, которая выходит за рамки программного материала и охватывает внеклассную деятельность.
Особые возможности поисковой и исследовательской деятельности представляют учащимся походы, экскурсии, путешествия, в которых помимо выполнения предложенных заданий ученики становятся инициаторами более глубоких замыслов разведки, следопытства. В такой работе, требующей активной познавательной деятельности, интересы школьников ширятся, становятся более стойкими и глубокими.
В процессе туристско-краеведческой подготовки формируется и складывается сложная система разнообразных отношений. Под влиянием новых знаний перестраиваются отношения к старине и современности, к тому, что школьников окружает. Материалы туристско-краеведческой работы становятся близкими и доступными. Работа с ними приобретает для учащихся глубокий смысл. Живое участие, активно – внимательное отношение к тому, что школьников окружает, постепенно, в процессе работы, все больше выступает на первый план, что является показателем развития их познавательной деятельности. Когда краеведческое задание начинает выступать как общественно – значимая задача, развитие познавательной деятельности достигает более высокого уровня, потому что личные интересы школьников опосредуются обще – значимой целью. Когда в коллективе вызвано положительное отношение к проводимой работе, процесс активизации познавательной деятельности учащихся складывается в русле коллективных отношений, на интересы отдельных школьников большое влияние оказывает возможность стать источником знаний для других, вовлекать в активную поисковую и практическую деятельность своих товарищей. Можно наблюдать, как под влияние школьников с глубокими интересами попадают ученики с интересами неустойчивыми, и ясно видно, как меняется у последних отношение к делу, к туристско-краеведческой работе. Атмосфера общей заинтересованности в коллективе способствует активизации интересов у каждого школьника, даже самые инертные не остаются равнодушными. Обращение к первоисточникам, изучение окружающих условий оставляет у учащихся разнообразные впечатления, что побуждает их обмениваться мнениями друг с другом. При этом складываются такие ситуации, в которых ученики под свежими впечатлениями активно оперируют изученным материалом. Эти отношения являются показателем активизации познавательного интереса к тому, что изучается. Они спорят, доказывают друг другу. Через выяснения различных точек зрения находятся пути сближения различных групп школьников, что положительно влияет на активизацию их познавательной деятельности. Так в процессе активизации познавательной деятельности на основе туристско-краеведческой подготовки формируется система отношений: положительное отношение к изучению краеведческих объектов или явлений, коллективные отношения, связанные с решением общей задачи, отношения взаимной ответственности, формирующиеся на основе возможности стать источником знаний для других, влиять на своих товарищей. Все это способствует более высокой ступени развития и активизации познавательной деятельности учащихся. Более того, активизация познавательных интересов, входя в строй ведущих мотивов личности, благотворно влияет на формирование личности в целом.
Изучение познавательных процессов школьников показывает, что активизация познавательной деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки у каждого школьника протекает и развивается по-разному. У одних в процессе туристско-краеведческой подготовки углубляются интересы, у других поддерживаются, у третьих только формируется положительное отношение к ученью:
у учащихся со стержневыми интересами, активизация интересов к туристско-краеведческой работе, в первую очередь, связана с возможностью, черпать новые знания;
у учащихся с аморфными интересами, активизация познавательного интереса к краеведению первоначально больше связано с интересом к практической деятельности, а затем уже через нее к краеведческим знаниям.
Формирующийся познавательный интерес к туристскому краеведению постепенно перестраивал отношение таких учащихся к изучаемым в школе предметам.
По мнению А. В. Даринского (13), туристско-краеведческая подготовка способствует развитию абстрактного мышления школьников. Окружающая действительность дает возможность воочию увидеть объекты, которые трудно, а иногда и невозможно представить полностью по описанию, объяснению, рассказу и даже фотоснимку. Наглядность значительно увеличивает глубину восприятия объекта. Это особенно важно для детей и подростков и еще больше для ребят, мышление которых оценивается как «предметное».
В процессе туристско-краеведческого подготовки активизация познавательной деятельности у разных школьников достигает неодинаковой степени развития. Вместе с тем мы убеждаемся в широких возможностях использования самых различных путей формирования и активизации познавательной деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки.
Во всех видах деятельности люди общаются с природой. В процессе общения у них формируются определенные отношения к ней и многообразные интересы: познавательные, эстетические, нравственные, практические. Опыт туристских путешествий и походов говорит о воздействии познавательного интереса к природе на все другие виды интересов к ней, о тесной связи отношения людей к природе с их познавательной деятельностью. Отношение людей к природе выражается в личном переживании своих практических и духовных связей к ней, в понимании природы как источника естественного богатства, в осознании эстетического ее воздействия. Чем глубже познания человеком природы, тем выше уровень и разностороннее ее восприятие, а тем самым и больше его удовлетворенность от общения с природой. Из сказанного, очевидно, что общая физико-географическая подготовка формирует у учащихся правильный подход к природе, дает им знания и умения, необходимые для познавательной деятельности, в том числе и в туристско-краеведческой работе.
В процессе туристско-краеведческой подготовки создаются возможности для близкого общения с природой, для ее эстетического восприятия и более глубокого познания, для понимания сути и значения явлений и процессов. Одна из немаловажных задач туристско-краеведческой подготовки это воспитание и развитие эстетического вкуса у ребят, воспитание чувства прекрасного. Это очень тонкая и сложная задача. В последние годы и взрослые, и дети ведут все более « диванный образ жизни », общение с окружающим миром все больше ограничивается общением с телевизором, компьютером, с производственными благами, т. е. благами, созданными самим человеком. А ведь развитие чувства прекрасного возможно только при непосредственном общении с природой, и именно здесь, туристско-краеведческий подход не имеет себе равных. По словам Ю. Жданова: «Современная городская культура при всех своих сильных сторонах, несомненно, ограничивает возможности общения людей с природой и тем самым делает беднее их внутренний мир. Туризм и краеведение призваны удовлетворить естественную потребность людей вернуть им радость общения с природой».
Деятельность школьников в процессе туристско-краеведческой подготовки, как отмечалось выше, может быть самой разнообразной. Различные виды эмоционального восприятия красок, звуков, запахов, пейзажей, сбор камней, сучьев и других предметов; рисование, фотографирование, киносъемка и просто отдых на природе – все это присутствует в процессе туристско-краеведческой подготовки. И в ходе всех перечисленных видов деятельности происходит наблюдение различных объектов и явлений, выяснение и объяснение их свойств и особенностей, поиски субъективно нового и еще неизвестного, что в свою очередь активизирует познавательную активность учащихся.
О роли туристско-краеведческой подготовки в процессе активизации познавательной деятельности учащихся мы находим высказывания педагогов, начиная с 20-х годов и до настоящего времени. По мнению Родина А. Ф.(38), отмечается тот факт, что туристско-краеведческая подготовка способна удовлетворять имеющиеся интересы школьников. В процессе туристско-краеведческой подготовки, удовлетворяющей возникающие вопросы, активизируются познавательные процессы, повышается эмоциональный тонус, сам познавательный краеведческий материал при умелом его преподнесении вызывает эмоциональные переживания учащихся. Ряд авторов отмечают роль туристско-краеведческого подготовки в углублении и подкреплении интереса к учебным предметам, в повышении активности и сознательности в процессе овладения знаниями. Отмечается, что туристское краеведение способствует активизации познавательной деятельности на всех этапах обучения.
Анализируя литературу по школьному краеведению, попытаемся проследить, какое отражение нашли в ней специфичные для туристско-краеведческой подготовки возможности, оказывающие воздействие на активизацию познавательной деятельности учащихся. К таким факторам мы относим:
1. Связь краеведения с жизнью.
2. Установление межпредметных связей в процессе туристско-краеведческой подготовки.
3. Исследовательский элемент в процессе туристско-краеведческой подготовки.
4. Возможность в процессе туристского краеведения развивать самостоятельность и активность учащихся.
Е. А. Звягинцев (17) указывал, что нужно « в преподавании исходить не из книги только, но прежде и больше всего из собственных детских впечатлений, наблюдений и переживаний, нужно их углублять, расширять, обобщать, а не насаждать в голову учащихся заготовленные заранее сведения, без связи с окружающей жизнью».
Пренебрежение туристско-краеведческой подготовкой затрудняет усвоение знаний. Туристско-краеведческая подготовка – своеобразная ступенька, связывающая изучаемый материал с жизнью. Такое понимание назначения туристско-краеведческой подготовки и может способствовать целенаправленной активизации познавательной деятельности учащихся.
Развертывание познавательной деятельности учащихся на базе туристского краеведения сочетается с обязательным объемом знаний. Подчинение туристско-краеведческой подготовки систематическому курсу обучения позволяет педагогам, опираясь на знания учащихся, при помощи краеведения, активизировать познавательную деятельность учащихся.
По мнению Е. А. Звягинцева (17), изучение родного края связывается не только с самой разнообразной общественно – полезной деятельностью, но и отмечается, что оно способствует «образованию у учащихся богатого запаса отчетливых и прочных представлений о конкретных предметах и явлениях объективного мира и формированию на основе представлений научных понятий, законов, теорий…».
Особенно подчеркивается в туристско-краеведческой подготовке связь знаний по основам наук с живыми впечатлениями учеников. Туристско-краеведческая подготовка «…развивает мышление учащихся путем осознания реальных фактов и явлений непосредственно окружающей их жизни», что предупреждает формализм в знаниях, усиливает жизненность изучаемого материала.
Особая роль туристско-краеведческой подготовки в активизации познавательной деятельности состоит еще и в том, что местного человека (ученика) в такой работе воодушевит и поддержит естественная любовь к своей малой родине внутри большой, и, особенно, тесное сродство с нею, которое родит чуткое понимание индивидуальных отличий ее жизни.
Анализ методической литературы и опыта школ показывает, что активизации познавательной деятельности учащихся в результате туристско-краеведческой подготовки способствует:
содержание материала, занимательность, актуализация. Показ практической значимости знаний, связанные с методами исследования науки географии;
методы обучения: репродуктивные, проблемные задания;
организация деятельности: самостоятельная работа учащихся, уроки – экскурсии, путешествия, походы.
Туристско-краеведческая подготовка способствует развитию абстрактного мышления школьников. Окружающая действительность дает возможность воочию увидеть объекты, которые трудно, а иногда и невозможно представить полностью по описанию, объяснению, рассказу и даже фотоснимку. Наглядность значительно увеличивает глубину восприятия объекта. Это особенно важно для детей и подростков и еще больше для ребят, мышление которых оценивается как «предметное».
Туристское краеведение, являясь одним из эффективных педагогических средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы, играет определенную роль в активизации обучения и воспитания.
Образовательно-воспитательное значение туристско-краеведческой подготовки, прежде всего, проявляется в активизации учебно-воспитательного процесса. Активизация учебно-воспитательного процесса – это совершенствование организационных форм и методов обучения учебно-воспитательной работы, направленной на усиление активной познавательной и практической деятельности учащихся.
Активизация познавательной деятельности направлена не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности учащихся.
Туристско-краеведческая подготовка основана на ситуации поиска, на активном действии учащегося, заданном, как правило, учителем, способствует мобилизации всех возможностей и познавательных сил подростков. Увлекательный краеведческий поиск в большинстве случаев осуществляется на высоком уровне познавательно – практической инициативы учащихся, их эмоционального настроя, что создает предпосылки для активизации познавательной деятельности учащихся.
Какие же способы мотивации целесообразно применять в процессе туристско-краеведческой подготовки? Прежде всего, особое внимание необходимо обращать на роль и одновременно раскрыть субъективную значимость знаний, умений и навыков, получаемых в процессе туристско-краеведческой подготовки для саморазвития каждого школьника, развития его способностей, творческого потенциала личности, склонностей.
Многие авторы обращают внимание на туристско-краеведческую подготовку как средство развития личности ребенка. Так Алиева Л. В.(1) акцентирует наше внимание на то, что понятие « личность» определяется как интегральное качество индивида; система социально – значимых черт человека, определяемых его включенностью в общественные отношения, формирующиеся и проявляющиеся в деятельности, общении, в поступках, действиях, поведении. Развитие личности определяем, как выявление и развитие, прежде всего его индивидуальности, уникальности. И в этом, на мой взгляд, туристско-краеведческая подготовка выходит на одно из первых мест. По мнению Алиевой Л. В. (1), разнообразная деятельность, в которую включается ребенок с раннего возраста – источник, база, средство развития Личности. Но влияние на личность зависят от ряда условий: целей, характера, направленности, видов, форм организации и т.д. Туристско-краеведческая подготовка занимает особое место в процессе формирования личности ребенка, воздействуя на него комплексно. Эта подготовка конкретна, понятна даже младшему школьнику, отвечает естественным, природным, социальным проявлениям ребенка. Туристско-краеведческая подготовка ставит ребенка в новую активную позицию не столько объекта, сколько субъекта, что позволяет ему раскрыться многомерно (интеллектуально, физически, эмоционально и т.д.), используя индивидуальный жизненный опыт, личные интересы, запросы. Туристско-краеведческая подготовка – не самоцель, а эффективное средство развития личности, один из показателей «роста» ребенка. Каждая новая социальная позиция, осваемая ребенком в конкретной ситуации вносит свой специфический вклад в выявление индивидуальности Личности, ее развития. Суть новой социальной позиции подростка, в ходе туристско-краеведческой подготовки, в новизне его позиции, возможности проявления своего «Я», открытия себя, реализации своих сил, способностей, самоутверждения.
Развитие личности – цель и результат непрерывного образования, воспитания. Понятие «личность» определяется как интегральное качество индивида; система социально-значимых черт человека, определяемых его включенностью в общественные отношения, формирующиеся и проявляющиеся в деятельности, общении, поступках, действиях, поведении. Так как личность подростка – школьника характеризуется активностью, системой мотивов, направленностью интересов, потребностями, отношениями с миром, природой, людьми, то необходимо развивать эту личность.
Развитие личности определяется, как выявление и развитие, прежде всего его индивидуальности, уникальности, конструктивных начал, которые выражаются в специфических проявлениях сущностных характеристик личности.
В настоящее время, когда все больше речь идет об использовании программ развивающего обучения, главной целью которых является развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, развитие личности каждого ученика является одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса.
Разнообразная деятельность, в которую включается ребенок с раннего детства – источник, база, средство развития Личности. Но влияние деятельности на личность зависит от ряда условий: целей, характера, направленности, видов, форм, способов организации, роли и места ребенка в конкретной деятельности и т. д.
Туристско-краеведческая подготовка занимает особое место в процессе формирования личности ребенка, воздействуя на него комплексно. Эта подготовка конкретна, понятна школьнику, отвечает естественным, природным, социальным проявления ребенка. Эта деятельность, добровольно выбираемая, ставит ребенка в новую активную позицию не столько объекта, сколько субъекта, что позволяет ему раскрыться многомерно (интеллектуально, физически, эмоционально и т. д.), используя индивидуальный жизненный опыт, личные интересы, запросы.
Таким образом, туристско-краеведческая подготовка – это эффективное средство развития личности, один из показателей «роста» ребенка.
Вся туристско-краеведческая деятельность в целом, позволяет сформировать у подростка новую социальную позицию. Каждая новая социальная позиция, осваемая ребенком в конкретной деятельности вносит свой специфический вклад в выявление индивидуальности Личности, ее развития. Суть новой социальной позиции подростка – в возможности проявления своего «Я», открытия себя, реализации своих сил, способностей, приобщение к реальной жизни. Требование времени – формирование творческой, интеллектуальной, самостоятельно мыслящей Личности школьника.
Туристско-краеведческая подготовка – это непосредственное познание окружающего мира: своего родного края, всей страны. Она воздействует на личность всесторонне, идет интенсивное формирование мировоззрения в целом, а при таком комплексном воздействии на личность, естественно, идет и активизация познавательной деятельности учащихся.
Важность воздействия туристско-краеведческой деятельности на развитие личности ребенка, на общую образованность ученика была отмечена уже достаточно давно. Так еще в конце позапрошлого века П. Ф. Каптерев (19) в своих «Дидактических очерках» писал: «Несомненно, придет время, когда учебные прогулки и образовательные путешествия составят необходимый и видный элемент воспитания, так что человек не видавший достаточно концов своего отечества, не будет считаться образованным человеком…». Прошло уже достаточно много времени с того момента, как были сказаны эти замечательные слова, но они актуальны как никогда раньше.
Выше уже упоминалось о «слитности» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, но хочется более конкретно остановиться на влиянии туристско–краеведческой подготовки на развитие эмоциональной сферы личности ребенка. По мнению Ю. С. Андрюшовой (2), преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, обусловили поворот к гуманизации в общественной жизни, изменили целевые установки образования. В настоящее время главной целью школы является всестороннее развитие всех компонентов личности школьника, личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, решать глобальные проблемы современности. Туристско-краеведческая подготовка обладает значительным потенциалом для решения этой проблемы и вносит существенный вклад в развитие эмоциональной сферы личности ученика. В наши дни деятельность человека выступает движущим фактором в системе взаимоотношений с природой. На наших глазах формируется новая этика отношений, где учащийся не только потребитель, сколько конструктор и проводник экологической культуры среди людей. Важно не только изучать культурные ценности, но и переживать эмоции, которые привели к их созданию.
Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, в ходе туристско-краеведческой подготовки необходимо вызывать положительные эмоции. Добиться этого можно посредством создания ситуаций, когда школьники наслаждаются красотой ландшафта. Например, при изучении своей местности возможны экскурсии в природу с целью получения положительного эмоционального заряда, а при изучении тех территорий, где ученикам вряд ли придется побывать, можно вызвать позитивные эмоции, демонстрируя картины, слайды…
Непосредственное общение с природой во время туристско-краеведческой подготовки приводит к ощущению возвышенного и прекрасного. Один из важнейших постулатов эстетики природы В. Гумбольдта гласит: путь к прекрасному лежит через знание. Он возражает против предрассудка, что ученое знание охлаждает чувство, убивает творческую силу фантазии и, таким образом, расстраивает наслаждение природой.
Следует учесть и такой момент при непосредственном общении с природой, что эмоциональное отношение у учащихся проявляется в форме переживания, которое связано с положительными и отрицательными эмоциями. Безусловно, невозможно оградить ребенка от отрицательных переживаний, но их возникновение может сыграть и позитивную роль, например отвращение к бездушному отношению к природе, которое учащиеся наблюдают в ходе экскурсий, походов…
Важно помнить о том, что изобилие однотипных эмоций рано или поздно повлечет за собой скуку, что ученикам важны и позитивные и негативные эмоции, т. е. их разнообразие. Из разных эмоций в школьной географии наиболее важны романтические (стремление ко всему необычному, неизведанному), гностические (стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления), эстетические (жажда красоты, наслаждение звуками). На наш взгляд, все эти виды эмоций проявляются наиболее ярко в ходе туристско-краеведческой подготовки.
Можно провести много бесед, интересных уроков с использованием репродукций картин художников о родной природе, использовать аудио и видеозаписи, а можно привести ребят в лес и сказать: «Послушайте, как поют птицы, посмотрите, какая красота вас окружает». Т.е., помочь открыть ребятам целый мир звуков, красок, запахов.
Таким образом, можно сказать, что туристско-краеведческая подготовка – это комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающей действительности. Она включает в себя все основные виды туризма, краеведческого поиска, экскурсионной и музейно-выставочной работы; является новым понятием, в самой сущности отличным от составляющих ее частей, так как, синтетически соединяя их, создает через их тесную взаимообусловленность и взаимодействие качественно новый педагогический комплекс, способный оказывать на личность всестороннее воздействие и этим способствовать ее гармоничному развитию.
Многие видные ученые и педагоги оценивали роль туристско-краеведческой подготовки на развитие подрастающего поколения. Высоко оценивала туристско-краеведческую работу Н.К. Крупская (20). Она писала: «Прежде всего, школа должна пробудить в ребенке пытливость, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни…»
По мнению Л. С. Выготского (10), в настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Причина такого отношения в снижении эмоциональной окраски изучаемого материала. «Все мы потеряли вследствие такого воспитания непосредственное чувство жизни, говорил Л. С. Выготский, и, между прочим, мертвый бездушный способ обучения предметам сыграл немалую роль в этом обездушении мира и умерщвлении чувства. Кто из нас не задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии, истории, астрономии, если подумать, что преподавание этих предметов должно выйти за рамки сухих логических схем и стать предметом и работой не только мысли, но и чувства».
В ходе туристско-краеведческой подготовки важно соблюдать следующие педагогические требования:
общественно полезная направленность;
профессиональная направленность;
экологическая направленность;
краеведческая направленность;
современность содержания и форм туристско-краеведческой подготовки;
учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
системность, непрерывное развитие туристско-краеведческой подготовки.