WWW.DISUS.RU

БЕСПЛАТНАЯ НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

Pages:     || 2 |
-- [ Страница 1 ] --

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта. Паспорт специальности……………………………………..…………………………
  2. Учебная программа………………………………………………………………..……
    1. 2.1 Введение………………………………………………………………………..……
    2. 2.2 Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………...
    3. 2.3 Содержание дисциплины………………………………..…………………………
    4. 2.4.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………………………………………………………………………………

2.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………..

  1. Рабочая программа дисциплины

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта. Паспорт специальности

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА послевузовского профессионального образования по специальности научных работников 10.01.01 – русская литература

Присуждаемая ученая степень:

Кандидат филологических наук

Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования, утвержденными Приказом Министерством образования и науки РФ от 16.03.2011 г. № 1365.

I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования

Настоящая основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности научных работников (шифр и название специальности) разработана на основе следующих нормативных документов:

– Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 12.08.1996 г. (ред. От06.10.2011 г.);

– Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. № 640 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования»;

– «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 814 от 27.03.1998 г.;

– Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.03.2011 № 1365;

– Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ИБ-733/12 от 22.06.2011 г. «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования»;

– Номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02. 2009 г. № 59.

II. ПАСПОРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Общая характеристика послевузовского профессионального образования по отрасли 10.00.00 – филологические науки (10.01.01 – русская литература)

2.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) – кандидат филологических наук.

2.2.Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспиранта по отрасли 10.00.00 – филологические науки при очной форме обучения составляет 3 года.

2.3.Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли 10.00.00 – филологические науки при заочной форме обучения составляет 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

2.4. Шифр специальности научных работников: 10.01.01 – русская литература.

2.5. Формула специальности:

Содержание специальности составляет разработка проблем истории русской литературы XI – XX (XXI) веков, изучение сущности и особенностей творчества русских писателей, их художественных открытий, продолжения ими национальных традиций и достижений мировой литературы;

осмысление развития жанров, стилей, течений, направлений в художественном словесном творчестве и его связей с протекающей рядом литературной деятельностью (литературная критика, письма, дневники, записные книжки, мемуары и т.п.); изучение динамики литературного творчества.

Объект исследования – все литературные явления, первостепенной и второстепенной важности, напечатанные и существующие в рукописном или каком-либо ином виде, литературные материалы, хранящиеся в архивах России и за рубежом, вместе с тем научные труды, посвященные русской литературе. Особое значение приобретает изучение русской литературной классики, ее непреходящей ценности для современной духовной культуры общества.

2.6. Области исследований:

1. История древнерусской литературы.

2. История русской литературы XVIII века.

3. История русской литературы XIX века (1800 – 1890-е годы).

4. История русской литературы XX – XXI веков.

5. История русской литературной критики.

6. История русской литературной науки; деятельность отдельных

выдающихся ученых-литературоведов, научных школ.

7. Биография и творческий путь писателя.

8. Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические

особенности личности и ее преломлений в художественном творчестве.

9. Индивидуально-писательское и типологическое выражения жанрово-

стилевых особенностей в их историческом развитии.

10. Роль анонимных произведений, а также созданных в соавторстве или

коллективно в общем литературном процессе.

11. Взаимодействие творческих индивидуальностей, деятельность

литературных объединений, кружков, салонов и т.п.

12. Взаимообусловленность различных видов литературного творчества:

письма, дневники, записные книжки, записи устных рассказов и т.п.

13. Русская мемуаристика в ее историческом развитии и взаимодействии с

художественной литературой.

14. Многообразие связей художественной литературы с «литературой

путешествий» и сочинениями историков.

15. Литературное краеведение и музееведение.

16. Связи русской литературы с литературами народов России.

17. Взаимодействие русской и мировой литературы, древней и новой.

18. Россия и Запад: их литературные взаимоотношения.

19. Взаимодействие литературы с другими видами искусства.

Отрасль наук:

10.00.00 – филологические науки

III. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования

3.1. Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование (диплом специалиста или магистра).

3.2. Лица, имеющие высшее профессионального образование принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе.

3.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

IV. Цели и задачи основной образовательной программы послевузовского профессионального образования

4.1. Цель аспирантуры – подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации филологического профиля, способных к инновационной деятельности в сфере науки, образования, культуры и управления.

Основные задачи подготовки аспирантов являются:

  1. формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;
  2. углубленное изучение теоретических и методологических основ литературоведческой науки;
  3. совершенствование философской подготовки, ориентированной на профессиональную деятельность;
  4. совершенствование знаний иностранного языка, необходимы для использования в научной и профессиональной деятельности;
  5. формирование компетенций, необходимых для успешной научно-педагогической работы в данной отрасли наук.

V. Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры

Общие требования к выпускнику аспирантуры:

– наличие эрудиции и фундаментальной научной подготовки;

– умение формировать научную тематику по избранной специальности;

– умение организовать и вести научно-исследовательскую работу по избранной научной специальности;

– способность к инновационной деятельности в научной, образовательной и управленческой деятельности;

– владение современными информационными технологиями;

– владение теорией и методикой преподавания в учебных заведениях высшего профессионального образования.

Профессиональные компетенции выпускника аспирантуры по специальности 10.01.01 – русская литература:

– способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

– готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки.

– способность интерпретировать фольклорные и художественные произведения с функциональной и эстетической точек зрения;

– владение содержанием литературного образования, основными теоретическими положениями современного литературоведения;

– способность использовать разные методы общенаучных и литературоведческих исследований.

  1. Учебная программа

Учебно-методический комплекс дисциплины «Русская литература XIXв.» составлен на основании федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011г. №1365; программы-минимума кандидатского экзамена по специальности, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 08.10.2007г. №274; учебного плана специальностей аспирантуры БашГУ.

Шифр специальности:

10.01.01 Русская литература

Формула специальности:

Содержание специальности составляют:

– разработка проблем истории русской литературы XI–XXI веков, изучение

сущности и особенностей творчества русских писателей, их художественных открытий,

продолжения ими национальных традиций и достижений мировой литературы;

– осмысление развития жанров, стилей, течений, направлений в художественном

словесном творчестве и его связей с протекающей рядом литературной деятельностью

(литературная критика, письма, дневники, записные книжки, мемуары и т.п.);

– изучение динамики литературного творчества.

Объект исследования – все литературные явления, первостепенной и вто-

ростепенной важности, напечатанные и существующие в рукописном или каком-либо

ином виде, литературные материалы, хранящиеся в архивах России и за рубежом, вместе с

тем научные труды, посвященные русской литературе.

Область исследования:

1. История древнерусской литературы.

2. История русской литературы XVIII века.

3. История русской литературы XIX века (1800–1890-е годы).

4. История русской литературы XX–XXI веков.

5. История русской литературной критики.

6. История русской литературной науки; деятельность отдельных выдающихся ученых-

литературоведов, научных школ.

7. Биография и творческий путь писателя.

8. Творческая лаборатория писателя, индивидуально-психологические особенности

личности и ее преломлений в художественном творчестве.

9. Индивидуально-писательское и типологическое выражения жанрово-стилевых

особенностей в их историческом развитии.

10. Роль анонимных произведений, а также созданных в соавторстве или коллективно в

общем литературном процессе.

11. Взаимодействие творческих индивидуальностей, деятельность литературных

объединений, кружков, салонов и т. п.

12. Взаимообусловленность различных видов литературного творчества: письма,

дневники, записные книжки, записи устных рассказов и т. п.

13. Русская мемуаристика в ее историческом развитии и взаимодействии с

художественной литературой.

14. Многообразие связей художественной литературы с «литературой путешествий» и

сочинениями историков.

15. Литературное краеведение и музееведение.

16. Связи русской литературы с литературами народов России.

17. Взаимодействие русской и мировой литературы, древней и новой.

18. Россия и Запад: их литературные взаимоотношения.

19. Взаимодействие литературы с другими видами искусства.

Отрасль наук: филологические науки.

    1. Введение

Настоящий учебно-методический комплекс обязательной дисциплины «Русская литература 19в.» - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработан на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12. В программе отражено содержание истории русской литературы 19в. всех ее периодов. В освещении проблематики историко-литературной науки выделены принципы конкретного историзма, ценностный подход к литературным явлениям, а также принципы систематизации накопленных литературоведческих знаний. Аспиранты и соискатели ориентированы на проблемное изучение русской литературы.

Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины:

  • ознакомление аспирантов с реальной историей русской литературы, ее образно-художественными традициями, крупнейшими писателями и произведениями, их творчеством;
  • воспитание понимания роли, места и значения литературы в системе национальной культуры;

Задачи дисциплины:

  • изучение отечественной художественной словесности в ее диахроническом и синхроническом аспекте;
  • освоение методологических и стилевых параметров доминантных явлений в истории русской литературы (барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм) и их традиций в художественных системах последующих культурных эпох;
  • формирование навыков осознанно-аналитического прочтения художественного текста, понимания особенностей его словесной основы и смысловой структуры;
  • ознакомление аспирантов с «творческой лабораторией» крупнейших писателей, с приемами их литературного мастерства;
  • обучение исходным принципам филологического подхода к разбору произведений словесного искусства на основе современной литературоведческой терминологии и аналитических методик.

Специалист подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности, решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях высшего образования и в сфере науки.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Аспирант, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • историю русской литературы 19в. в ее поступательном развитии и в персоналиях;
  • понятийный литературоведческий аппарат (инструментарий), позволяющий ему филологически профессионально характеризовать художественные произведения различных жанров и форм;

уметь:

  • ориентироваться в способах и формах усвоения художественной традиции в истории литературы;
  • анализировать художественные произведения русских писателей, принадлежащих к различным художественным эпохам,
  • собирать, структурировать и излагать материал по проблемам истории русской литературы (письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности);

владеть навыками:

  • филологического подхода к литературно-художественному материалу в его историческом развитии, макро- и микроуровневых параметрах,
  • определения функций художественных структур в произведениях поэзии, драматургии и прозы, различных их жанров.

2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Кол-во зачетных единиц*/уч.часов
Аудиторные занятия 18
Лекции (минимальный объем теоретических знаний) 6
Семинар 4
Практические занятия 4
Другие виды учебной работы (авторский курс, учитывающий результаты исследований научных школ Университета, в т.ч. региональных) коллоквиумы 4
Внеаудиторные занятия:
Самостоятельная работа аспиранта 18
ИТОГО 36

Вид итогового контроля Тестовый зачет: составляющая экзамена кандидатского минимума

*) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут.

2.3. Содержание дисциплины

№ п/п Тематический план
Русская литература XIX в.
1 Культурно-исторические процессы гра­ни XVIII-XIX веков. Журналы 1800-1810-х годов
2 Творчество В.



Т. Нарежного. Драматургия В. А. Озерова

3 Эволюция русского сентиментализма. Полемика вокруг вопросов языка в стиле. «Дружина славян» и писате­ли-карамзинисты. «Трудный слог» и «легкая поэзия»
4 Поэзия С. С. Боброва
5 Поэзия С. А. Ширинского-Шихматова
6 Личность и деятельность А.С. Шишко­ва. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»
7 Значение победы в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе рус­ской армии (1813-1814) для развития национального самосознания русского народа
8 Творчество писателей-декабристов
9 Возникновение русского романтизма (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков).
10 Новаторство Жуковского в разработке художественных средств лирического психологизма («Невыразимое», «Пе­вец», «Море») Переводы Жуковского. Жуковский-кри­тик
11 Жизненный и творческий путь К.Н. Ба­тюшкова
12 И.А. Крылов – баснописец и комедио­граф. Значение творчества Крылова в русской литературе первой трети века
13 Литературные взгляды А.С. Грибоедова. Художественно-образный смысл синтак­сического строя комедии «Горе от ума». Стих «Горя от ума». Проблема творче­ской истории комедии
14 А.С. Пушкин – классик русской лите­ратуры Периодизация творчества. Пушкин – лирик. Поэмы и роман в стихах «Евге­ний Онегин». Проза Пушкина. Открытия Пушкина в драматических жанрах. Пушкин кри­тик и публицист. Пушкинская линия в русской поэзии
15 Творчество поэтов «пушкинской плея­ды»
16 Проза 1820-30-х годов. Творчество князя В.Ф. Одоевского
17 Жизненный и творческий путь Н.В. Го­голя. Мастерство Гоголя комедиографа. Гоголь т- прозаик. Стиль поэмы «Мерт­вые души»
18 Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Эволюция Лермонто­ва от романтизма к реализму. Лермон­тов – лирик и автор поэм. Драма «Мас­карад». Новаторство Лермонтова в ро­мане «Герой нашего времени»
19 Песенное «народно-подражательное» на­чало в творчестве Ф.Н. Слепушкина Е.И. Алипанова, Н.Г. Цыганова. Демо­кратические тенденции в развитии рус­ской литературы
20 Место А. В. Кольцова в русской поэзии
21 «Неистовый романтизм» в литературе 1830-х годов
22 1840-е годы («десятилетие прозаиков») как особый период послепушкинского литературного развития
23 Русская «натуральная школа» и запад­ный натурализм. В. Г. Белинский как теоретик «натуральной школы». Жанр «Физиологического очерка»
24 Художественная проза 1840-х гг. А.И. Герцена. «Былое и думы» (1852-1867), особенности жанра. Худо­жественное и документально-автобио­графическое в произведении
25 И.А. Гончаров – прозаик и критик. Ро­манное творчество писателя
Творческое наследие и стиль Аксакова
26 И. С. Тургенев как поэт-лирик, автор по­вествовательных сюжетных поэм, проза­ик. Повести и романы Тургенева. Герой. Конфликт. Слог. Тургенев как «поэт в стихах» и как «поэт в прозе»
Проза С. Т. Аксакова
27 Творчество А.Ф. Писемского – прозаи­ка и драматурга. «Антинигилистиче­ский» роман «Взбаламученное море» (1863). Смысловая взаимопроекция на­звания и структуры произведения. Его образная система
28 Художественное творчество Н.Г. Черны­шевского. Роман «Что делать?» и влия­ние на русское общество второй полови­ны XIX- начала XX вв.
29 Русский «антинигилистический роман» 1860-начала 1880-х гг. Его основные представители
30 Ф.И. Тютчев – лирик
31 А. А. Фет – лирик, публицист, перево­дчик Шопенгауэра
32 Творчество А.А. Григорьева – поэта и критика
33 Творчество Я. П. Полонского – поэта и прозаика
34 Творчество графа А.К. Толстого – по­эта, прозаика и драматурга
35 А.Н. Островский – драматург. Перио­дизация творчества. Стиль драмы. Ге­рой. Конфликт
36 Н.А. Некрасов – великий русский по­эт, редактор журнала «Современник». Реформатор поэтической речи. Лирика и поэмы. Проблематика и стиль
37 К. К. Павлова – поэт, выдающаяся пе­реводчица, знакомившая Западную Ев­ропу с лирикой Пушкина, Языкова, Хо­мякова. Возрождение символистами се­ребряного века интереса к творчеству Павловой
38 Творчество М.Е. Салтыкова (Николая Щедрина) прозаика, критика и публи­циста. Стиль сказок. Роман «История одного города» (1870) как шедевр рус­ской сатиры. Роман «Господа Головлевы»
39 Творческий путь Г. И. Успенского
40 Ф.М. Достоевский – прозаик, публи­цист. Периодизация творчества. Повес­ти Достоевского. Романное творчество. Психологизм Достоевского. Роман-эпо­пея «Братья Карамазовы». Место Досто­евского в истории русской и мировой литературы
41 Л.Н. Толстой. Открытия писателя в прозаических жанрах. Периодизация творчества. Стиль романа Л.Н. Толсто­го. Драмы Толстого. История глазами писателя. Роман-эпопея. Особенности толстовского реализма. Толстой и его эпоха
42 Проза П. И. Мельникова (Андрея Печерского). Публицистические сочинения о старооб­рядцах и сектантах. Сказовое и фольк­лорное в романной дилогии
43 Творчество Н.С. Лескова – прозаика, публициста и литературного критика. Сказовое начало в жанре рассказа. Стиль романов Н.С. Лескова
44 Особенности развития русской литера­туры в последней трети XIX в. Развитие критического реализма, декадентство, символизм. Литературные издания. По­эзия народников
45 Черты народнической прозы
46 Творчество В.М. Гаршина
47 К.К. Случевский - поэт
48 Поэтическая манера А.Н. Апухтина
49 Лирика С. Я. Надсона
50 К.М. Фофанов (1862-1911) – поэт-лирик, предтеча символистов
51 Проза К.М. Станюковича
52 Д.Н. Мамин-Сибиряк. Очерки и расска­зы Мамина-Сибиряка. Основные темы, проблематика, стиль. Романное творче­ство писателя
53 В. Г. Короленко. Малая проза. Влияние Тургенева. Развитие жанра очерка. Сти­листика Короленко. Тема народа в его произведениях
54 Русский натурализм 1870-90-х годов как третий виток натуралистических тенденций в литературе XIX века. Бобо-рыкин как теоретик натурализма: его книга «Европейский роман в XIX столе­тии»
55 Проза В. И. Немировича-Данченко «Пу­тевые воспоминания». Очерки о путеше­ствиях. Военные документально-художествен­ные романы. Произведения Н.Г. Гари­на-Михайловского, В.А. Гиляровского, И.Н. Потапенко
56 Антон Павлович Чехов – прозаик и драматург. Стиль юмористических рассказов. Ре­формирование Чеховым малых прозаи­ческих форм. Художественная манера Чехова в драматических произведениях
    1. 2.4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………………………………………………………………………………

Методические рекомендации для преподавателей

Изучение произведений литературы предполагает единство историко-литературного, поэтико-теоретического, культурологического подходов. Входящие в состав программы произведения предназначены для внимательного вдумчивого, творческого прочтения и усвоения их аспирантами. Аспирант должен не просто ознакомиться с той или иной интерпретацией произведений русской классики, но соотнести ее с самим художественным текстом, принять или оспорить предлагаемый ему подход к прочтению величайших творений русской литературы XIX столетия. Изучаемый курс должен расширить и уточнить представления не только об эстетических, но и духовно-нравственных ценностях русской литературы, об остроте и оригинальности постижения мира и человека русскими писателями, об общих закономерностях развития духовной культуры человечества.

При изучении курса в целом, его отдельных тем, разделов, а также и конкретных художественных текстов рекомендуется единство различных методологических подходов, актуальных для современного литературоведения: системно-структурного, историко-функционального, сопоставительного, мифопоэтического анализа текста; оправданы подходы к произведению с точки зрения социально-исторических, социально-психологических, культурологических и др. контекстов, расширяющих возможности адекватного его прочтения.

Следует учесть, что программа предполагает значительную творческую самостоятельность преподавателя, ведущего курс. Допускается, в частности, разная степень полноты в освещении отдельных вопросов внутри каждой темы, изменение последовательности тем, некоторые изменения структуры курса.

В настоящее время наукой разработаны различные аспекты проблемы межпредметных связей в процессе преподавания в вузах курса истории русской литературы. При этом имеются в виду связи как внутри самого литературоведческого цикла дисциплин (преемственная связь между разными периодами развития русской литературы с курсом истории зарубежных литератур, теорией литературы, текстологией, историографией, библиографией и т.д.), так и с лингвистическим циклом дисциплин (историей русского языка, стилистикой и т.д.). Историю русской литературы нельзя изучать вне связи ее с другими общественными дисциплинами: историей, философией, лингвистикой и т.д.

В настоящей программе сделана попытка проведения таких межпредметных связей. Для преподавателя здесь открывается широкое поле творческой инициативы, умения увязать явления разных областей духовной деятельности человека.

Строя курс проблемно, раскрывая лишь определяющие темы и вопросы изучаемого историко-литературного процесса, преподаватель не должен в лекциях освещать детали, с которыми аспирант может ознакомиться в учебнике и популярных пособиях. Внимание лектора должно быть направлено на разъяснение наиболее сложных разделов курса – развитие и смену художественных методов, движение стиля и стилевых потоков, проблемы типологии и т.д. В лекциях необходимо освещение спорных мнений об этапах развития русского реализма, о художественном методе отдельных писателей, о сущности рассматриваемых литературных направлений и т.д. В теоретической и критической литературе аспирант найдет противоречивые суждения по таким вопросам, и ему в таких случаях не безинтересно будет мнение преподавателя.

Курс русской литературы XIX в. следует читать в строгой логической последовательности, предваряя монографические лекции обзорными, четко излагая его периодизацию, главнейшую проблематику, основные литературные направления и школы в их идейно-эстетических взаимоотношениях. При характеристике эпохи или отдельных ее периодов, там, где это уместно, необходимо обращать внимание на переклички с теми или иными видами искусства – живописью, театром и кино.

В процессе чтения курса необходимо показать студентам достижения современного литературоведения. Требуется систематически знакомить аспирантов с главнейшими библиографическими пособиями, с основной научно-критической литературой, развивать у них навыки самостоятельной работы, интерес к ней. Нужно приучать их следить за новинками критической литературы, анализировать и обсуждать их. Весьма важно, чтобы аспиранты, работая над курсом, знакомились с наиболее интересными статьями журналов «Вопросы литературы», «Русская литература», «Литература в школе» и др.

Программа предусматривает условное деление историко-литературного процесса на отдельные периоды. При этом условном дроблении писатели отнесены, естественно, к тем периодам, в которые их творческие особенности проявились с наибольшей полнотой.

Глубокое разъяснение сущности и своеобразия того или иного периода русской литературы не может быть вне образцовых анализов художественных произведений. Подобные анализы ограничены временем, отведенным на данный курс. Поэтому для анализов отдельных произведений в единстве содержания и формы необходимо отбирать наиболее важные для характеристики того или иного писателя изучаемого периода. Анализы отдельных произведений более уместно давать (предлагать) для практических занятий, просеминаров и специальных семинаров.

Сообщив минимум обязательной литературы в самом начале чтения курса, преподаватель должен затем на протяжении всего курса рекомендовать аспирантам дополнительную литературу. Из библиографии, приводимой в программе по каждой теме, для студентов отбирается материал, посильный как по изложению, так и по объему, с указанием наиболее важных страниц, глав, разделов. Если нужно, то этот материал сопровождается критическим комментарием. Преподаватель может рекомендовать и литературу, не указанную в программе, если сочтет это необходимым.

Методические рекомендации и материалы для аспирантов

Анализ текста требует, прежде всего, внимательного, возможно, неоднократного его прочтения с необходимыми для себя пометками. Облегчает работу с текстом художественного произведения такой прием, как составление карточек. На отдельные карточки выписываются примеры использования автором художественных приемов, записи систематизируются и делаются выводы об использовании того или иного приема художественной выразительности.

Тексты произведений можно найти либо в полном собрании сочинений автора, либо в сборнике избранных произведений. Не рекомендуется использовать сборники, пересказывающие текст в кратком изложении, или сокращенные варианты текстов в хрестоматиях и антологиях; последние допустимы лишь как дополнительный материал. Значительно расширяют возможности электронные версии текстов русской классики в Интернет или на дисках.

Работа с рекомендуемой литературой

Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам.

Работа с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, аспирант должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности.

Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки - обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата.

При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, коллоквиуму, зачету, экзамену.

Самостоятельная работа над докладами, сообщениями, рефератами может быть разделена на следующие основные этапы:

1. Внимательное прочтение избранного художественного текста.

2. Составление библиографии.

3. Обращение к соответствующим разделам лекционного курас, учебников, учебных и методических пособий.

4. Изучение научной и критической литературы, рекомендованной к практикуму в целом и к избранной теме.

При изучении научной литературы студенту следует делать рабочие заметки и выписки, а также конспектировать наиболее важные для данной темы источники.

Докладу следует предпослать план, отражающий основные положения выступления. План необходим для того, чтобы дисциплинировать мысль выступающего, чтобы его изложение или выступление было логичным и последовательным. В докладе следует выделить вступление, главную часть и заключение. Во вступлении дается обоснование выбора темы, формулируется основная задача. В главной части на основе анализа текста и изученной критической литературы определяется место анализируемого произведения в творчестве данного писателя и в литературе рассматриваемого периода, раскрываются художественные особенности данного произведения.

При выборе такого типа самостоятельной работы, как реферирование или рецензирование литературно-критического источника, следует сформулировать основную мысль автора, выделить наиболее важные проблемы и уяснить значение данного источника в современном научно-исследовательском контексте.

В том случае, когда аспирант анализирует художественное произведение, необходимо рассмотреть его содержание, определить смысловую направленность, дать развернутые, подтвержденные соответствующими цитатами, психологические характеристики героев, проанализировать поэтику разбираемого произведения и раскрыть его нравственное, философское, эстетическое содержание. При анализе художественного текста аспирант должен обратить внимание на индивидуальную творческую манеру писателя, на специфику выразительных средств, на отдельные художественные детали произведения. Очень важно, чтобы он умел квалифицированно высказать свои собственные суждения о художественном своеобразии данного произведения.

Рекомендации

по организации самостоятельной (индивидуальной)

работы аспирантов

Общие положения

Концепцией модернизации российского образования на пе­риод до 2010 года определены основные задачи профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответ­ствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профес­сией и ориентированного в смежных областях деятельности, способ­ного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, соци­альной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребно­стей личности в получении соответствующего образования».

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоя­тельной работы аспирантов над учебным материалом, усиления ответ­ственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста аспирантов, вос­питание их творческой активности и инициативы.

Самостоятельная работа является основной и обязательной ча­стью учебного процесса. Самостоятельная работа - это вид учебных занятий, предназначенный для приобретения знаний, умений и навыков в объеме изучаемой дисциплины. Самостоятельная работа необходима для форми­рования у обучающихся умения систематизировать, закреплять и уг­лублять знания.

Самостоятельная работа призвана дисциплинировать и повы­шать ответственность обучающихся, использовать ими полученные знания в предстоящей практической деятельности, научить постоянно обновлять полученные знания, т.е. научить учиться самостоятельно.

Планирование самостоятельной работы

Четкое планирование является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. Объем времени (в часах), отводимый на СР по каждой конкрет­ной дисциплине, устанавливается учебным планом специальности. Соотношение часов аудиторных и самостоятельной работы оп­ределяется, как правило, характером дисциплин и видами подготовки.

Самостоятельная работа включает в себя:

- изучение учебных материалов по дисциплине;

- написание докладов, рефератов, аннотаций (эссе), сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения;

- обобщение опыта работы в процессе прохождение практик и практикумов;

- участие в научно-исследовательской деятельности вуза (участие в бюджетных и внебюджетных научных иссле­дованиях, включенных в планы НИР вуза);

- публикация результатов НИР;

- работа над статьями и публикациями;

-работа над диссертацией;

-подготовка к сдаче кандидатских экзаменов; участие в конференциях разных уровней;

-работа в библиотеках.

2.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная литература


п/п
Наименование учебной литературы Автор, место издания, издательство год Количество
экземпляров в библиотеке СФ БашГУ
Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину
1 2 3 4 5
1 История русской литературы 19в. Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. М., 2008. 40 6
2 История русской литературы XIX века: В 3 ч. – Ч. 2 (1840-1860 годы); Ч. 3 (1870-1890 годы) [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005; / [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005. 32 6
3 История русской литературы Корман Б.О. Ред.-сост. Е.А. Подшивалова и др. – Ижевск, 2008. 5 6
4 Лекции по русской литературе Набоков В. СПб., 2010 3 6
5 Поэтика русской литературы 19в. (вторая половина): пути образотворчества и смыслопорождения. Коллект. моногр. Беглов В.А., Кагарманова М.Ш., Ибатуллина Г.М. и др. – Стерлитамак: СГПА; ИПИ АН РБ, 2011. 5 6
6 Опыты изучения русской драмы Н.Г. Медведева. –Ижевск, 2010. 3 6
7 Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» и современный читатель. Молодкина О.В. Стерлитамак, 2007. 6 6
8 Изучение творческого наследия Л.Н. Толстого в вузе и школе. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции с международным участием, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 15 декабря, 2010 г. Ред. Кагарманова М.Ш., Уфа, 2011. 5 6
9 История русской литературы второй половины XIX в.: 1850 – 1890-е гг. – Ибатуллина Г.М. Стерлитамак, 2009. 5 6
10 Человек в параллельных мирах: художественная рефлексия в поэтике чеховской прозы. Ибатуллина Г.М. Стерлитамак, 2006. 25 6
11 История русской литературы 19в. (40-60гг.) Минералов Ю.И. М.,2008 50 6
12 История русской литературы XIX века Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. М., 1989. 6
13 История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М., 2001. 7 6
14 История русской литературы 19в.(70-90гг.) Минералов Ю.И. М., 2006. 30 6
15 История русской литературы 19в. : 1800-1830гг. Минералов Ю.И. М., 2005. 25 6
16 История русской литературы 19в. Кулешов В.И. М., 2005 21 6
17 История русской литературы 19в. (70-90гг.) Щенников Г.К. М., 2001 20 6
18 Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов. Манн Ю.В. М., 2001. 3 6
19 Русская литература XIX века. От Крылова до Чехова Н.Г. Михновец. – СПб., 2001. 12 6
20 История русской литературы XIX века, 70-90гг. Ред. Касаткина В. и др. 1 6
21 История русской литературы XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Якушин Н.И. М., 2001. 10 6
22 История русской литературы XIX века (вторая половина) Якушин Н.И. М., 2001 10 6
23 Русская литература XIX века: 1840-1860гг. Воспоминания, литературно-критические статьи, письма. 20 6
24 Русская литература XIX века: 1870-1890гг. Воспоминания, литературно-критические статьи, письма 20 6
25 Притча о блудном сыне в русской литературе Радь Э.А., Стерлитамак, 2006. 5 6

Дополнительная литература


п/п
Наименование учебной литературы Автор, место издания, издательство год Количество
экземпляров в библиотеке СФ БашГУ
Число
обучающихся,
воспитанников,
одновременно
изучающих
дисциплину
1 2 3 4 5
1. Память творчества русских писателей: Мифопоэтика, интертекстуальность, межтекстовые связи Радь Э.А., Стерлитамак, 2010 5 6
2. И.С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя Недзвецкий В.А. М., 2011 15 6
3. История русского романа 19в.: неклассические формы Недзвецкий В.А. М., 2011 5 6
4. Труды СФ АН РБ. серия «Филол. науки». Вып.3. Отв. ред. Карпухин И.Е., Уфа, 2006 3 6
5. Труды СФ АН РБ. серия «Филол. науки». Вып.4. Отв. ред. Карпухин И.Е., Уфа, 2008 3 6
6. История русской литературы XIX века(1825-1850гг.) Карпова О.М., Стерлитамак, 2008 5 6
7. История русской литературы второй половины XIX века Молодкина О.В. Стерлитамак, 2010 5 6
8.
История русской литературы первой половины XIX века Молодкина О.В. Стерлитамак, 2011 5 6
9. История русской литературы XIX века:1850-1875гг. Ибатуллина Г.М., Стерлитамак, 2007 10 6
10. История русской литературы XIX века:1875-1890гг. Ибатуллина Г.М., Стерлитамак, 2007 10 6
11 Проблемы диалогизма словесного искусства Отв. ред. Карпухин И.Е. Стерлитамак, 2007 5 6
12 Русская классика и изучение литературы в школе. Билинкис Я.С. М., 1986. 4 6
13 Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». Вацуро В.Э. СПБ., 1994. 3 6
14 О лирике. Гинзбург Л.Я. М., 1997. 4 6
15 Три литературных путешествия Зарецкий В.А., Стерлитамак, 2002 5 6
16 Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. 1 6
17 Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. 1 6
18 Избранные труды: Теория литературы Корман Б.О. Ред.-сост. Е.А.Подшивалова, Н.А.Ремизова, Д.И.Черашняя, В.И.Чулков. Ижевск, 2006. 2 6
19 Изучение текста художественного произведения. Корман Б.О. М., 1972. 2 6
20 Эпохи русской истории в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» Кагарманова М.Ш., Стерлитамак, 2004 5 6
21 Национальное своеобразие русской литературы. Купреянова Е., Макогоненко Г. Л., 1976 5 6
22 Практикум по жанровому анализу литературного произведения. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.,Барковская Н.В., Ложкова Т.А. Екатеринбург, 1996. 1 6
23 О поэтах и поэзии. Лотман Ю.М. СПБ., 1996. 1 6
24 Ценностные ориентации русской классики Хализев В.Е. М., 2005 1 6
25 О русской литературе. Лотман Ю.М. СПб., 1997. 2 6
26 Анализ драматического произведения. Сб. ст.; Л., 1988 3 6
27 Проблемы образотворчества и смыслопорождения в словесном искусстве Под ред. Зарецкого В.А. Стерлитамак, 2008 21 6

Базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

Библиотека Гумер – гуманитарные науки. http://www.gumer.info

INfOLIO.

Университетская электронная библиотека http://www.infoliolib.info

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». http://feb-web.ru/

Информационно-справочный портал. library.ru

Публичная электронная библиотека. Public- library.narod.ru

Русская виртуальная библиотека. www.rvb.ru

Русский филологический портал. www.philology.ru

Литературный сетевой ресурс Litportal http://www.litportal.ru/ Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/ Кафедра русской литературы Тартуского университета http://www.ruthenia.ru/ Кафедра русской литературы Петрозаводского университета http://www.philolog.ru/ Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России http://magazines.russ.ru/ Новая русская литература. Виртуальная исследовательская лаборатория http://www.newruslit.ru

Интернет-портал видео - лекции ведущих ученых по разным отраслям науки: http://univertv.ru/ Трансформации русской классики: исследовательская база данных http://transformations.russian-literature.com/j Институт Русской литературы (Пушкинский Дом) РАН http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=97

3. Рабочая программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Башкирский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по научной работе

и инновациям

_______________ В.Н.Кризский

«____» __________ 20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ОД.А.03)

Русская литература XIX века

наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта

модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)

по специальности научных работников

10.01.01 Русская литература
Шифр наименование научной специальности

Программа одобрена на заседании

кафедры русской и зарубежной литературы

Протокол № 1 от 28 августа 2013 г.

Заведующий кафедрой Таракин П.М., к.филол.н., доцент
Подпись Ф.И.О., ученая степень, звание
Разработчик программы Ибатуллина Г.М., к.ф.илол.н., доцент
Подпись Ф.И.О., ученая степень, звание

Стерлитамак – 2013 г.

Оглавление

1. Общие положения

2. Цели изучения дисциплины

3. Результаты освоения дисциплины

4. Объем дисциплины и количество учебных часов

4.1. Объем дисциплины и количество учебных часов……………………

5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание лекционных занятий

5.2 Практические занятия

5.3 Самостоятельная работа аспиранта

6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума

7. Образовательные технологии

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1 Основная литература (год издания не должен быть более 5 лет):

8.2 Дополнительная литература

8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

9. Материально-техническое обеспечение

  1. Общие положения
    1. Настоящая Рабочая программа обязательной дисциплины «Русская литература 19в.» - модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.
  2. Цели изучения дисциплины

Цели изучения дисциплины «Русская литература 19в.» :

Углубить знания закономерностей литературного процесса 19в. и существующих к ним подходов в литературоведении; совершенствовать понимание художественного своеобразия и значения литературного произведения в социокультурном контексте; развивать готовность к применению знаний и умений в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины заключаются в изучении:

- истории русской литературы 19в. в её поступательном развитии и в персоналиях; существующих основных научных концепций историко-литературного процесса эпохи;

- понятийного и категориального литературоведческого аппарата, позволяю­щего филологически профессионально характеризовать художествен­ные произведения различных жанров и форм;

- содержания произведений, в том числе и тех, которые не были включены в программы обучения студентов;

- истории литературы в контексте общекультурной и художественно-эстетической традиции;

- методологии анализа художественных произведений с точки зрения их содержания и формы;

- научных трудов, источников, материалов по проблемам истории рус­ской литературы, актуальных в на­учной и учебно-методической деятельности;

  1. Результаты освоения дисциплины

Аспирант или соискатель должен:

- знать:

современную и классическую научную литературу по проблемам дисциплины;

этапы историко-литературного процесса и их концептуальное освещение в научной литературе;

творчество ведущих писателей, их оценку в литературоведении и критике;

методологию исследования художественных особенностей произведений как целостных эстетических систем и в контексте эпохи;

- уметь:

анализировать эпические, лирические, драматические произведения в контексте историко-литературного процесса;

характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению;

объяснять особенности функционирования художественных приемов в произведени­ях различных жанров;

самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с литературоведческими и общефилологическими проблемами.

- демонстрировать: компетентный филологический подход к литературно-художественному материалу в его историческом развитии, макро- и микроуровневых па­раметрах;

профессиональное владение научным терминологическим языком и литературоведческим категориальным аппаратом;

навыки самостоятельного литературоведческого исследования и многоаспектного концептуального анализа художественных текстов;

способность и заинтересованность использования в практической деятельности знаний закономерностей литературного процесса, методологии исследования литературного произведения.

  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

«Русская литература 19 в.»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 36 часов.

4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов

Вид учебной работы Кол-во зачетных единиц*/уч.часов
Аудиторные занятия 18
Лекции (минимальный объем теоретических знаний) 6
Семинар 4
Практические занятия 4
Другие виды учебной работы (авторский курс, учитывающий результаты исследований научных школ Университета, в т.ч. региональных) коллоквиумы 4
Внеаудиторные занятия:
Самостоятельная работа аспиранта 18
ИТОГО 36
Вид итогового контроля Тестовый зачет: составляющая экзамена кандидатского минимума

*) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут.

5. Содержание дисциплины

емкость по видам занятий (в часах)

  1. Содержание лекционных занятий
№ п/п Содержание Кол-во уч.часов
1 История русской литературы первой трети 19в. (1800-1830гг.): Культурная атмосфера и основные литературные тенденции первой трети XIX в. Русский романтизм: творчество В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, поэтов пушкинского круга, писателей-декабристов. Проза второй половины 1820-х – 1830-х гг.; В.Ф. Одоевский. Творческий путь А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. 2
2 История русской литературы второй трети 19в. (1840-е -1860-е гг.): Развитие реализма в русской литературе второй трети 19в. Творчество И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Н.Г. Чернышевского, С.Т. Аксакова. Роль А.Н. Островского в развитии русской драмы. Поэзия середины 19в. Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. 2
3 История русской литературы третьей трети 19в. (1870-е -1890 гг.): Особенности литературного процесса в третьей трети 19в. Расцвет русского романа в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова. Пути развития русской прозы в творчестве Н. Короленко и В. Гаршина. Творческий путь А.П. Чехова. 2
Всего: 6


Pages:     || 2 |
 



<
 
2013 www.disus.ru - «Бесплатная научная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.