WWW.DISUS.RU

БЕСПЛАТНАЯ НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

 

Pages:     || 2 |
-- [ Страница 1 ] --

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………………3
  2. Цели и задачи изучения дисциплины……………………………………….3
  3. Объем дисциплины и количество учебных часов………………………….8
  4. Тематический план дисциплины…………………………………………….9
  5. Содержание дисциплины…………………………………………………….9
  6. Методические рекомендации преподавателям………………………………………………………...……..24
  7. Методические рекомендации аспирантам……………………………….....25
  8. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума……………………………………………………32
  9. Образовательные технологии………………………………………………..35
  10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин.........................................................................................................36

10.1.Основная литература……………………………………………...………….

10.2.Дополнительная литература…………………………………………............

10.3.Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………………….......

10.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………..…

11. Глоссарий…………………………………….......…………………………..40

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программой предусматривается ознакомление аспирантов с методологией и методами планирования, организации и проведения научно-исследовательской работы, подведения итогов и оформления научного отчета. Одной из наиболее слабых сторон аспирантского научного исследования является разработка и реализация программы экспериментальной работы. В связи с этим большое внимание необходимо уделять общенаучным методам исследования, таким как наблюдение, методам педагогического эксперимента, методам измерения и шкалирования в процессе педагогического эксперимента а также методам психологии (тестирование), социологии (опросные методы) и др. Также начинающему исследователю необходимо систематически работать над повышением общей теоретической и методологической компетентности, следить за тем, чтобы форма подачи материала соответствовала его содержанию, работать над научным стилем и грамотностью.

В данной программе не предусмотрен раздел, касающийся логики доказательства, обоснования или опровержения научных идей. Но, тем не менее, невозможно избежать правил грамотного логического мышления при написании текста научной работы, отзыва или рецензии. В связи с этим изучение логических правил следует оставить на самостоятельную проработку аспирантов.

Программа по курсу апробирована в процессе деятельности методологической лаборатории кафедры педагогики СФ БашГУ «Методология и методы педагогического исследования», в процессе проведения методологических семинаров для аспирантов, во время выступлений перед учителями, школьными психологами, руководителями школ, на методических совещаниях и учительских конференциях.

2. Цели и задачи изучения дисциплины «Методология и методы педагогического исследования» - освоение теоретико-методологических и технологических основ организации педагогических исследований и ориентация аспирантов на саморазвитие их методологической культуры. Дисциплине «Методология и методы педагогического исследования» предшествуют такие теоретические курсы, как «История и философия науки», «Педагогика в системе наук о человеке». Изучение данной дисциплины служит основой для подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по педагогике и к организации их опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

  1. обеспечение глубокого и творческого овладения аспирантами методологическими знаниями, теорией в ее концептуальном и нормативном аспектах;
  2. развитие методологического мышления аспирантов;
  3. развитие исследовательских умений:
    • сформулировать цель, проблему исследования;
    • определить объект и предмет исследования;
    • выдвинуть рабочую гипотезу;
    • сформулировать исследовательские задачи;
    • подобрать необходимые методы педагогической диагностики для проведения педагогических «срезов»;
    • организовать педагогический эксперимент.
  4. развитие диагностических умений:
  • умения работать с научной литературой;
  • обобщать исследовательские материалы в виде научной статьи, автореферата диссертации и т.д.
  1. развитие методологической рефлексии, позволяющей анализировать педагогическое исследование по параметрам исследования: проблема, тема, объект и предмет, цель, задачи, гипотезы, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики;
  2. ориентация аспиранта на постоянное творческое саморазвитие.

В результате освоения дисциплины аспирант должен

знать

  • сущность, содержание и этапы планирования педагогического исследования;
  • цель и содержание научно-исследовательской деятельности;
  • основные критерии оценки научных работ по педагогике;
  • виды научных работ;
  • основные виды научного результата исследовательской работы;
  • формы публикаций результатов исследования;
  • значение и содержание статистических методов обработки материала;
  • этапы применения статистических методов;
  • виды статистических данных;
  • основные разделы статистики;
  • содержание раздела описательной статистики;
  • значение раздела индуктивной статистики;
  • понятие о репрезентативности выборки в исследовании;
  • основные аспекты измерения в педагогике;
  • особенности измерения в номинальной шкале;
  • особенности измерения в порядковой шкале;
  • отличительные свойства измерения в шкале интервалов;
  • свойства шкалы отношений;
  • сущность процедуры измерения в научном исследовании;
  • нормы оценивания в педагогическом измерении;
  • основные условия повышения объективности оценки в измерении;
  • стратегию интегрирующего текущего контроля и стратегию элементного текущего контроля;
  • оценки высокоинферентные и низкоинферентные;
  • экспертные оценки;
  • специфику, достоинства и недостатки устной формы проверки знаний;
  • особенности, положительные и отрицательные стороны письменной формы проверки знаний;
  • типичные ошибки в процессе измерения;
  • основные требования к применению методов исследования;
  • характерные ошибки при выборе методов исследования;
  • основные критерии выбора и обоснования методов педагогического исследования;
  • методы теоретического исследования и методы эмпирического исследования;
  • требования к опросным методам, основные проблемы при использовании опросных методов;
  • этапы проведения опроса;
  • виды вопросов, типичные ошибки при формулировании вопросов;
  • правила проведения беседы;
  • виды интервью;
  • достоинства и типичные недостатки метода анкетирования, основные критерии проверки и оценки анкет;
  • специфику научного наблюдения, виды наблюдения;
  • планирование наблюдения;
  • технику записи наблюдения;
  • типичные недостатки и пути усовершенствования метода наблюдения;
  • генезис и развитие тестовой методики, вклад в ее совершенствование выдающихся психологов;
  • типы тестирования, виды тестовых заданий;
  • специфику и виды тестов школьной успеваемости;
  • этапы составления тестов школьной успеваемости;
  • методические критерии качества в общественных науках: объективность, надежность, валидность;
  • факторы, влияющие на валидность;
  • технику построения тестов первого уровня;
  • технику построения тестов второго уровня;
  • технику построения тестов третьего уровня;
  • технику построения тестов четвертого уровня;
  • специфику педагогического эксперимента, исследовательские задачи педагогического эксперимента;
  • условия получения объективных данных в педагогическом эксперименте;
  • типы экспериментов в педагогике;
  • методика организации и проведения педагогического эксперимента;
  • основные этапы педагогического эксперимента;
  • требования к содержанию раздела «введение» в научной работе.
  • критерии обоснованности научной гипотезы, виды гипотез;
  • цели и задачи научного исследования;
  • методологические основы научного исследования;
  • содержание категории «исследовательский подход» в научном исследовании;
  • основные требования к структуре научной работы;
  • требования к оформлению текста, таблиц и рисунков в научной работе.

уметь:

  • применять статистические методы при обработке результатов исследования;
  • применять метод парных сравнений в педагогическом исследовании;
  • разрабатывать и использовать опросные методы в педагогическом исследовании;
  • планировать, организовывать, проводить научное наблюдение, фиксировать результаты и подводить итоги;
  • проводить тестирование, подводить итоги, делать педагогические выводы;
  • планировать и организовывать педагогический эксперимент;
  • обрабатывать результаты и оформлять в виде научного отчета, доклада, статьи;
  • проектировать и конструировать научно-исследовательский процесс;
  • обобщать результаты педагогического эксперимента;
  • написать автореферат диссертации;
  • выступать на научном семинаре, научной конференции;
  • вести научные дискуссии;
  • применять научные принципы, методы и средства педагогического исследования в ходе опытно-экспериментальной работы.

3. Объем дисциплины и количество учебных часов

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов.

Вид учебной работы Кол-во уч.часов
Аудиторные занятия 18
Лекции (минимальный объем теоретических знаний) 18
Семинар
Другие виды учебной работы (авторский курс, учитывающий результаты исследований научных школ Университета, в т.ч. региональных)
Самостоятельная работа аспиранта 18
ИТОГО 36
Вид итогового контроля экзамен

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА ЛЕКЦИИ Кол-во часов
  1. 1
Планирование педагогического исследования 2
  1. 2
Требования к применению методов исследования 2
  1. 3
Опросные методы в педагогическом исследовании: беседа, интервью, анкетирование 2
  1. 4
Метод педагогического наблюдения 2
  1. 5
Применение метода тестирования в педагогике 2
  1. 6
Педагогический эксперимент 2
  1. 7
Методы сводки и обработки результатов исследования 2
  1. 8
Основные проблемы измерения и шкалирования в педагогике 1
  1. 9
Измерение и педагогическая интерпретация результатов 1
  1. 1
Логика конструирования научного аппарата педагогической диссертации 1
  1. 1
Основные требования к литературному оформлению результатов научной работы 1
ИТОГО 18

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этапы планирования педагогического исследования: анализ информации, определение темы, проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования; этап констатирующего эксперимента; планирование и организация формирующего эксперимента; анализ и обобщение результатов, научная интерпретация, построение теоретических выводов; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.

Цель и содержание научно-исследовательской деятельности в школе, ее специфика и отличие от цели деятельности учителя-практика.

Выбор направления и темы научной работы. Критерии оценки научных студенческих работ по педагогике: самостоятельность, критическое использование научной литературы, обоснование выбора проблемы и темы исследования, актуальность темы, ее теоретическая значимость, практическая значимость, методологическая обоснованность, наличие достаточно разработанного аппарата, грамотная интерпретация и обработка данных, оформление текста согласно требованиям, владение научным стилем изложения.

Виды научных работ: фундаментальные, прикладные, разработки; теоретические и экспериментальные.

Основные виды научного результата исследовательской работы. Теоретические положения – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы, а также их уточнение, развитие, дополнение, проверка, подтверждение и опровержение. Практические рекомендации – новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам, а также их уточнение, дополнение и проверка.

Формы публикации результатов исследования: доклад, тезисы доклада, научный отчет, реферат, курсовой проект (курсовая работа), дипломный проект (дипломная работа), диссертация на соискание ученой степени магистра педагогики, автореферат, инструктивно-методический материал, монография, научно-популярное издание, программа, учебное пособие, методические указания, словарь, справочное издание, энциклопедия.

Тема 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Требование оптимальности при выборе методов исследования: необходимость сбора разносторонних сведений; отражение динамики развития определенных качеств во времени; анализ не только процесса и результата, но и условий функционирования учебно-воспитательного процесса.

Характерные ошибки при выборе методов исследования: шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик; игнорирование или недостаточное использование теоретических методов; неумение из отдельных методов составить целостную методику.

Основные критерии выбора и обоснования методов педагогического исследования: адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу; соответствие современным принципам научного исследования; соответствие логической структуре (этапу) исследования; гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.

Методы теоретического исследования. Абстракция (абстрагирование): обобщающая и изолирующая. Метод конкретизации теоретических знаний. Идеализация. Индукция. Дедукция. Анализ, две различные формы разложения явления: на элементы и на единицы. Синтез. Классификация. Логические правила составления классификации: наличие одного основания для выделения каждого элемента; соответствие объема членов классификации объему классифицируемой совокупности; исключение членами классификации друг друга; непрерывное подразделение на подклассы, без скачков через ближайший подкласс. Сравнение. Значение данных методов для создания теоретических обобщений, установления и формулирования закономерностей изучаемых явлений.



Методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент.

Тема 3. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Требования к опросным методам. Виды опросов. Устный опрос и письменный опрос. Свободные (беспрограммные) опросы и имеющие определенную программу (план, опросник).

Основные проблемы при использовании опросных методов: объем, однородность и репрезентативность выборки.

Этапы проведения опроса: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения.

Виды вопросов. По цели различают вопросы содержательные (основные) и функциональные (неосновные). Виды функциональных вопросов: функционально-психологические; вопросы-фильтры; контрольные вопросы; поддерживающие вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Открытые, закрытые и полузакрытые вопросы.

Схема парных сравнений при составлении вопросника. Схема последовательных категорий. Применение техники воронки, техники "опрокинутой воронки".

Типичные ошибки при составлении вопросов: скрытые подсказки желаемого ответа; сверхдетализированность вопроса; двусмысленность вопросов; преобладание закрытых вопросов, которые в анкетах снижают возможность качественного анализа ответов; отсутствие логической связи вопросов друг с другом, их последовательности и взаимозаменяемости.

Беседа как метод исследования. Виды бесед: индивидуальная, групповая и коллективная.

Правила для проведения беседы: учет индивидуальных склонностей и интересов собеседника; требование говорить о приятном и избегать неприятных тем; необходимость соблюдения педагогического такта; проведение беседы в привычной обстановке.

Интервью. Виды интервью: индивидуальное и групповое. Интервью мнений и документальное интервью. Стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью.

Анкетирование. Виды анкет: анкеты-интервью, прессовая анкета. Достоинства метода анкетирования: охват большого круга людей, удобство математической обработки.

Этапы составления анкеты. Первый этап – определение ее содержания. Второй этап – выбор нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные и т.д.). Третий этап – определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Критерии для проверки и оценки анкет: предоставление возможности респонденту уклониться от ответа; не следует ли закрытый вопрос переделать в полузакрытый; достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения ответа; нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения; есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины; не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого; не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос; не задевает ли вопрос самолюбия респондента.

Критерии проверки композиции анкеты: соблюдение принципа расположения вопросов от наиболее простых ("контактных") в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым ("разгрузочным") в конце анкеты; нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие; отделены ли смысловые блоки вопросов "переключателями внимания", обращением к респонденту, информирующем о начале следующего блока; нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента.

Типичные недостатки метода анкетирования: неточность в формулировке вопросов; обилие вопросов, сходных по содержанию; неумелая мотивировка важности анкетного опроса; неорганизованность в проведении опроса.

Тема 4. ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

Понятие научного и “наивного” наблюдения. Запланированность. Система фиксации фактов. Целенаправленность. Систематичность. Опора на определенную педагогическую концепцию, научную теорию. Аналитический и комплексный характер. Возможность повторения, контроля на предмет валидности и точности научного наблюдения.

Виды наблюдения. Непосредственное и опосредованное (косвенное) наблюдение. Открытое и скрытое наблюдение. Непрерывное и дискретное наблюдение. Монографическое и узкоспециальное наблюдение. Наблюдение-поиск. Стандартизированное и нестандартизированное наблюдение.

План наблюдения: объект, цель и задачи, время и продолжительность наблюдения, предполагаемый результат.

Техника записи результатов наблюдения: протокольная, дневниковая, матричная, с использованием технических средств (кино-, видео-, фото-, фоно- и т.п.).

Важнейшие формы протоколирования наблюдения: признаковые или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга.

Недостатки метода наблюдения. Невозможность предвидения важного события. Быстрое психологическое перенасыщение внимания, утомление. Затрата большого количества времени на получение объективного и представительного результата. Однократность, неповторяемость в отдельных случаях. Недоступность наблюдению отдельных ситуаций по соображениям этического, морального плана. Ограниченность круга наблюдаемых. Трудность математической обработки результатов наблюдения. Субъективизм наблюдения.

Усовершенствование метода наблюдения: стандартизация программ наблюдения; уточнение объекта наблюдения; уточнение терминологии при фиксации фактов; совершенствование техники записи результатов наблюдений.

«Вечные» проблемы в технике наблюдения: количество объектов наблюдения, хронологическая длительность наблюдения.


Тема 5. ТЕСТИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ

Генезис и развитие тестовой методики. Вклад американских психологов Д. Кеттела, Э. Торндайка, Д. Векслера, французского психолога А. Бине, немецкого психолога В. Штерна. Тестовая система возрастных шкал для диагностики детей. Измерение коэффициента интеллектуальности (IQ-отклонение).

Три основных сферы тестирования: тестирование в образовании; профессиональное тестирование; психологическое тестирование.

Типы тестирования. Личностные тесты. Тесты проективные. Тесты интеллекта. Тесты достижения. Тесты креативности, конвергентные и дивергентные. Критериально-ориентированные тесты. Тесты вербальные и фигурные.

Рефлективные тестовые задания: элективные задания; инвентивные задания. Виды тестовых заданий по методике выполнения: метод множественного выбора, метод установления соответствия, метод дополнения, верификационный метод, метод свободного конструирования.

Тесты школьной успеваемости. Виды тестов школьной успеваемости: ориентированные на соотносительную группу; ориентированные на критерии: формализованные и неформализованные (неформальные).

Этапы составления тестов школьной успеваемости: подготовительное планирование, анализ учебных программ и учебников, конструирование заданий, анализ заданий, выверка.

Неформальные тесты школьной успеваемости. Понятие о стандартной измерительной ошибке.

Методические критерии качества измерений в общественных науках: объективность, надежность, валидность.

Объективность измерения. Объективность организации, объективность на этапе интерпретации результатов измерения.

Надежность измерения. Три коэффициента надежности: коэффициент стабильности (постоянства); коэффициент эквивалентности, коэффициент внутреннего постоянства (внутренней однородности).

Метод повышения надежности: метод повторного тестирования, метод деления пополам, метод параллельного тестирования.

Валидность (адекватность) теста.

Факторы, влияющие на валидность теста: возрастные, социальные или временные изменения; незапланированное и неучитываемое воздействие личности педагога-экспериментатора на учащихся; ошибки и неточности, связанные с субъективностью оценки поступков, мнений и действий наблюдаемых учащихся; нарушение условия репрезентативности выборки из генеральной совокупности; преобладание в экспериментальном классе учащихся с крайними позитивными или негативными проявлениями изучаемого свойства или качества; неравномерные изменения в составе классов во время проведения исследовательской работы.

Другие критерии качества тестирования: нормирование теста; экономичность теста; полезность теста; диагностическая ценность теста.

Техника построения тестов первого уровня: задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий.

Техника построения тестов второго уровня. Типовые примеры и задачи.

Техника построения тестов третьего уровня. Преобразование известного способа деятельности в соответствии с новой ситуацией, поиск метода решения, а не только нахождение верных результатов.

Техника построения тестов четвертого уровня. Выявление умения ориентироваться и принимать решения в новых, проблемных ситуациях, диагностика умения выдвигать и проверять обоснованные гипотезы, применять соответствующие методики исследования, прогнозировать возможные трудности.

Тема 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Специфика эксперимента: активное вмешательство в ситуацию; возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях; возможность искусственно отделить изучаемое явление от других; целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых; комплексный характер.

Исследовательские задачи педагогического эксперимента: определение зависимости между педагогическим воздействием и полученным результатом обучения, воспитания и развития учащихся; проверка гипотез об эффективности соответствующих методов, форм, средств и приемов обучения и воспитания учащихся; выявление зависимостей между определенным условием (их системой) и достигаемым результатом; определение зависимости между результатом, затратой времени и усилиями педагогов и учащихся; сравнение эффективности нескольких вариантов педагогических воздействий и условий выбора оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрачиваемому времени, усилий, средств и т.д.); обнаружение причинных связей.

Условия получения объективных данных: учет принципа случайности испытуемых, исследователей, условий опыта; выбор по возможности самой большой выборки; учет наибольшей информативности при выборе конкретных экспериментальных методик; использование математического аппарата, методов статистики при подведении итогов.

Содержание методики эксперимента: испытуемые; материал и содержание учебных программ и др.; использованное оборудование; процедура, этапы эксперимента, инструкции испытуемым т.п.

Типы экспериментов. По времени: длительные и кратковременные эксперименты. По структуре: простые и сложные эксперименты, традиционный (классический) и многофакторный эксперименты. По целям: формирующий (опытно-экспериментальная работа, обучающий, воспитывающий, созидательный, преобразующий, генетико-моделирующий эксперимент) и констатирующий эксперименты. По организации проведения: лабораторные, естественные и комплексные эксперименты. По степени гласности: открытые и закрытые эксперименты. По функции: разведочный, основной и контрольный эксперименты. Пилотажный эксперимент (пилотажное исследование). По логической структуре доказательства гипотезы: линейный и параллельный эксперимент.

Основные этапы проведения эксперимента. Подготовительный этап: планирование эксперимента. Постановка цели. Разработка гипотезы, научно-познавательных задач эксперимента. Выбор экспериментальной базы. Предмет исследования. Длительность эксперимента. Конкретные методики. Контрольные, факторные и нейтральные признаки. Способы контроля. Формы фиксации результатов, способы их обработки. Апробация и коррекция.

Этап проведения эксперимента. Контрольный срез. Инструктаж участников. Фиксация данных.

Этап подведения итогов экспериментальной работы. Описание результатов, характеристика условий, описание особенностей учителей-экспериментаторов, оценка затрат времени, определение границ применения в ходе эксперимента системы мер. Теоретическая обработка материала. Вычисление статистик. Интерпретация результатов.

Тема 7. МЕТОДЫ СВОДКИ И ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

Значение и содержание статистических методов исследовательской работы на этапах планирования, сбора материалов, сводки и обработки материалов исследования, при представлении его результатов.

Сущность закона больших чисел.

Этапы применения статистических методов. Составление математической модели. Сбор эмпирических данных методами наблюдения, тестирования, эксперимента, анкетирования и других в целях получения количественных сведений о каких-либо явлениях, заполнение математической модели конкретными цифрами. Сводка полученных сведений, нахождение обобщающих числовых данных и их обработка в пределах формальной математической модели. Анализ и интерпретация данных, конструирование содержательных педагогических выводов.

Три вида статистических данных: количественные данные, порядковые данные, качественные данные, представляющие собой свойства, признаки элементов выборки или популяции.

Три главных раздела статистики: описательная статистика, индуктивная статистика, изменение корреляции.

Описательная статистика. Группировки данных. Описание, подытоживание и воспроизведение в виде таблиц, графиков данные распределений, вычисление средних значений данного распределения, размаха и дисперсии. Средние показатели результатов: среднее арифметическое значение, среднее геометрическое, среднее квадратическое, медиана, мода, квартилы, децилы и др.

Разброс данных вокруг среднего. Вычисление дисперсии. Вычисление стандартного отклонения.

Значение индуктивной статистики для обобщения закономерностей, обнаруженных при изучении ограниченной группы в ходе эксперимента. Понятие о статистических гипотезах. Уровень значимости и достоверности статистических гипотез. Нуль-гипотеза (НО). Альтернативная гипотеза (Н1).

Проблема репрезентативности выборки. Понятие статистически однородной и неоднородной выборки. Метод случайного отбора выборки: простой случайный отбор, отбор методом случайных чисел, стратифицированный отбор, систематический отбор.

Тема 8. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ШКАЛИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Три аспекта измерения: количество (диапазон) переменной; частота некоторого проявления; интенсивность, величина (сила) проявления.

Четыре уровня измерения. Шкалирование при измерении: номинальная шкала (шкала наименований), порядковая (ранговая, ординальная шкала), шкала интервалов, шкала отношений (шкала пропорций).

Номинальная шкала (шкала наименований). Констатация признака, качественной однородности признака. Числовые индексы без количественного значения (0-1). Группировка предметов в классы. Свойство шкалы: различение предметов по проявлению свойства, но без различения уровней проявления свойства. Область применения: классифицирование чего-либо. Статистический аппарат: частота, мода.

Порядковая (ранговая) шкала. Расположения предметов по возрастанию или убыванию их свойств. Использование двух свойств чисел – их различие и порядок расположения. Неравномерность шкалы: нулевая точка и интервалы между числами неизвестны. Свойства шкалы: различение уровней проявления свойств объекта, однако без определения величины различия проявления свойств, отсутствие эталона (масштабной единицы). Статистический аппарат: частота, мода, медиана, коэффициент Кендэла, коэффициент Спирмена.

Шкала интервалов. Отличительные свойства: определение признаков свойств предметов, выявление различия в степени измеряемых свойств, опора на условно определенную нулевую точку отсчета, произвольное определение величины единицы измерения (интервальной величины). Свойства шкалы: определение величины различия проявления свойств; без определения уровней исчезновения свойств; наличие масштабной единицы; сравнение, на сколько больше. Статистический аппарат: частота, относительная частота, квантили, мода, медиана, среднее арифметическое, дисперсия, коэффициент корреляции.

Шкала отношений (шкала пропорций). Возможно определение четырех соотношений: равенство, ранговый порядок, равенство интервалов и равенство отношений. Шкала имеет естественную (абсолютную) нулевую точку. Свойства шкалы: определение абсолютно любых отношений между уровнями проявления свойств; наличие масштабной единицы; фиксация исчезновения свойства. Статистический аппарат: частота, относительная частота, квантили, мода, медиана, среднее арифметическое, дисперсия, коэффициент корреляции.

Тема 9. ИЗМЕРЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Сущность процедуры измерения: соотнесение (сравнение) измеряемого с измерителем; интерпретация (оценка) результата измерения.

Применение равномерных и неравномерных интервальных шкал, адекватных и неадекватных шкал.

Нормы оценивания. Социальная соотносительная норма. Индивидуальная соотносительная норма. Идеальная соотносительная норма.

Условия повышения объективности оценки: организация текущего контроля усвоения знаний на протяжении всего учебного года; организация тематического учета результатов контроля; осуществление контроля по специальной программе (при использовании результатов с целью научной обработки).

Стратегия интегрирующего текущего контроля. Стратегия элементного текущего контроля.

Оценки высокоинферентные и низкоинферентные.

Экспертные оценки. Экспертиза прямая и косвенная. Групповая и индивидуальная экспертиза. По типу вопросов выделяют экспертизу оценочную и ситуационную.

Применение метода парных сравнений в психолого-педагогических исследованиях.

Специфика, достоинства и недостатки устной формы проверки знаний.

Особенности, положительные и отрицательные стороны письменной формы проверки знаний.

Подготовка к измерению. Типичные ошибки в измерении: великодушия, близости, центральной тенденции, предвзятости, логические ошибки, ошибки контраста.

Тема 10. ЛОГИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ НАУЧНОГО АППАРАТА

Требования к содержанию раздела “введение”. Обоснования выбора темы, уровень научной разработанности, перспективы исследования, обоснование актуальности темы, характеристика современного состояния проблемы, анализ литературы и практики, формулировка объекта и предмета, цели, гипотеза и задачи исследования, описание методов исследования, указание опытно-экспериментальной базы исследования.

Требования к формулированию противоречий.

Обоснование проблемы исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Формулирование цели исследования.

Конструирование гипотезы. Критерии обоснованности научной гипотезы: непротиворечивость, проверяемость, приложимость к широкому классу исследуемых объектов, выведение гипотезы из некоторых более общих положений, внутренняя перестройка теории. Виды гипотез: линейные и разветвленные, описательные и объяснительные, рабочая гипотеза, общая гипотеза и частные подгипотезы.

Задачи научного исследования. Эмпирические познавательные задачи, теоретические познавательные задачи, логические познавательные задачи.

Методологические основы исследования. Современные методологические проблемы: анализ структуры научных теорий и их функций, процедуры проверки, подтверждения и опровержения научных теорий, законов и гипотез; методы научного исследования; реконструкция развития научного знания.

Исследовательский подход. В значении руководящей идеи: целостный подход, комплексный подход, системный подход, личностный подход, деятельностный подход (личностно-деятельностный подход). В значении направления изучения предмета исследования: содержательный и формальный подходы, исторический и логический (историко-логический, логико-исторический), качественный и количественный подходы, феноменологический и сущностный подходы, единичный и общий (обобщенный) подходы.

Методы исследования. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности (учащихся, учителей); наблюдение; опрос (беседа, интервью, анкетирование); метод экспертных оценок; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная работа; педагогический эксперимент.

Содержание раздела “На защиту выносятся”. Обоснование раздела “Научная новизна исследования” (“Научная новизна и теоретическая значимость исследования”). Освещение раздела “Практическая значимость исследования”. Значение и содержание раздела “Этапы исследования” (первоначальный план исследования, аналитический и экспериментальный). Содержание раздела “Апробация результатов исследований”. Раздел “Публикации”.

Тема 11. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Формы студенческой научной работы: научный доклад; курсовая работа; дипломная работа (бакалаврская, магистерская диссертация); научная статья; методическая разработка для учителей; методические рекомендации для учащихся; программы школьных кружков, клубов, объединений; конструкция оригинального дидактического средства; учебное пособие по отдельному разделу школьного предмета. Тезисы доклада. Депонирование как способ оформления научной работы.

Монография по педагогике: теоретико-логические, теоретико-экспериментальные, историко-теоретические.

Требования к структуре научной работы. Титульный лист. Содержание. Введение. Главы и параграфы. Заключение. Список литературы. Приложения. Требования к оформлению машинописного текста научной работы. Требования к оформлению таблиц и рисунков.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Содержание лекций Кол-во часов
51. Концептуальные основы курса. Актуальные проблемы, предмет, задачи, базовые понятия. История развития и научные представления о научном исследовании. Классическая и постклассическая парадигма науки. Методологический плюрализм в современном научном познании. 2
32 Методологические основы педагогического исследования. Особенности методологии педагогики. Общие и частные методологические принципы педагогического исследования. Методологические требования к проведению исследования. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказательность и др. 2
43 Понятийный аппарат научного исследования. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Характеристики педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики. 6
4 Методы научного познания. Классификация методов научного познания. Эмпирические и теоретические методы педагогических исследований: наблюдение, интервью, анкетирование, рейтинг и самооценка, педагогический консилиум, проведение диагностирующих контрольных работ, эксперимент, моделирование, сравнительно-исторический анализ, монографический метод. Замысел, структура и логика педагогического исследования, вариативность его построения. Разработка методики проведения исследования. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования. Оформление результатов научного труда. Характеристика основных видов представления результатов исследования: диссертация, научный отчет, монография, автореферат, учебное пособие, статья, рецензия, методические рекомендации. 6
6 Личность ученого как субъекта науки. Этика научного исследования. Идеальная модель методологической культуры педагога-исследователя. Научная добросовестность и этика, дискуссионная культура педагога – исследователя. 2
Всего: 18

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АСПИРАНТАМ

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ

Виды самостоятельной работы Кол-во уч.часов
1 Планирование психолого-педагогического исследования: индивидуальная беседа 2
2 Обоснование критериев выбора методов педагогического исследования: написать исследовательское эссе 2
3 Этапы проведения эксперимента: обсуждение 2
4 Тестирование в педагогическом исследовании: проблемная дискуссия 2
5 Особенности применения опросных методов исследования: обсуждение 2
6 Методы сводки и обработки результатов исследования: обсуждение 2
7 Основные проблемы измерения: дискуссия 2
8 Логика конструирования научного аппарата педагогического исследования: индивидуальное консультирование 2
9 Основные требования к оформлению результатов научного исследования: написание собственных статей и их обсуждение 2
Всего: 18

ТРЕБОВАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ АСПИРАНТОВ

Самостоятельная работа аспирантов должна обладать следующими признаками:

  • представлять собой законченный этап разработки исследования, в котором раскрываются и анализируются актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности;
  • демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах;
  • иметь научную и практическую направленность и значимость;
  • содержать определенные элементы новизны.

В качестве форм контроля СРС могут быть использованы:

  • дискуссии, круглые столы, проблемные семинары;
  • индивидуальное собеседование, консультация;
  • тестирование;
  • защита творческих работ (проектов, эссе, реферата);
  • выступление с докладом, презентацией;
  • обсуждение программы опытно-экспериментальной работы по теме исследования;
  • написание собственных статей и их обсуждение.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА 1. Методологические основы педагогического исследования. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции

  1. Какие трудности нередко встречаются в практике научной работы исследователя?
  2. Определение методологии педагогики.
  3. Пять факторов существенного возрастания роли методологии в определении перспектив развития педагогической науки в настоящее время.
  4. Что представляет собой методология педагогики?
  5. Шесть функций методологии педагогики.
  6. Шесть основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании.
  7. Дескриптивная и прескриптивная функции методологии педагогики и их теоретические и нормативные основания.
  8. Четыре уровня в структуре методологического исследования.

ТЕМА 2. Методологические принципы научного исследования. Основные методологические принципы педагогического исследования

  1. Охарактеризуйте принцип единства теории и практики.
  2. Объясните, в чем состоит творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме.
  3. Охарактеризуйте принцип объективности рассмотрения психолого-педагогических явлений, как вещей в самих себе.
  4. Опишите принцип всесторонности изучения психолого-педагогических процессов и явлений.
  5. Объясните, в чем состоит принцип единства исторического и логического.
  6. Опишите, в чем состоит методологический принцип системности в исследовании.
  7. Роль в педагогическом исследовании категорий диалектики.
  8. Объясните, в чем проявляются различные виды противоречий.
  9. Охарактеризуйте принцип детерминизма.
  10. Объясните, в чем состоит принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.
  11. Объясните, в чем состоит принцип активной деятельности личности.
  12. Охарактеризуйте принцип развития.
  13. Методологические требования к проведению педагогических исследований

ТЕМА 3. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики, его содержание и характеристика

  1. Три формы отражения в педагогической деятельности.
  2. Что такое научное исследование, чему оно противопоставляется?
  3. Стихийно-эмпирическое познание.
  4. Специфика научного познания.
  5. Проблемы научной терминологии педагогического исследования.
  6. Классификация исследований в области педагогики по их характеру и содержанию.
  7. Объясните, что такое фундаментальные педагогические исследования.
  8. Охарактеризуйте прикладные педагогические исследования.
  9. Опишите, в чем состоит специфика научных разработок.

ТЕМА 4. Понятийный аппарат педагогического исследования, его компоненты

  1. Перечень основных методологических категорий педагогического исследования.
  2. Проблема педагогического исследования.
  3. Тема педагогического исследования.
  4. Актуальность педагогического исследования.
  5. Объект педагогического исследования и его предмет.
  6. Цель и задачи педагогического исследования.
  7. Гипотеза психолого-педагогического исследования.
  8. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость для психолого-педагогического исследования.
  9. Защищаемые положения педагогического исследования.

ТЕМА 5. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики

  1. Основная функция метода научного познания.
  2. Понятие «научный метод».
  3. Философские основы метода.
  4. Особенности применения методов в сочетании.
  5. Особенности творческого применения научного метода в зависимости от условий.

ТЕМА 6. Классификация методов научного познания.

  1. Философские методы.
  2. Общенаучные подходы и методы исследования.
  3. Частнонаучные методы.
  4. Дисциплинарные методы.
  5. Методы междисциплинарного исследования
  6. Методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения.

ТЕМА 7. Общенаучные логические методы и приемы познания

  1. Анализ как метод научного познания.
  2. Синтез как метод научного познания.
  3. Абстрагирование как метод научного познания.
  4. Идеализация как метод научного познания.
  5. Обобщение как метод научного познания.
  6. Индукция как метод научного познания.
  7. Дедукция как метод научного познания.
  8. Аналогия как метод научного познания.
  9. Моделирование как метод научного познания.

ТЕМА 8.Эмпирические методы педагогического исследования

  1. Опросные методы в структуре педагогического исследования.
  2. Наблюдение как метод сбора педагогической информации
  3. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта.
  4. Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Виды экспериментов.

Контрольные вопросы для самоподготовки

  1. Какие трудности нередко встречаются в практике научной работы исследователя?
  2. Определение методологии педагогики.
  3. Факторы существенного возрастания роли методологии в определении перспектив развития педагогической науки в настоящее время.
  4. Что представляет собой методология педагогики?
  5. Шесть функций методологии педагогики.
  6. Дескриптивная и прескриптивная функции методологии педагогики и их теоретические и нормативные основания.
  7. Четыре уровня в структуре методологического.
  8. Каковы основные методологические принципы психолого-педагогического исследования?
  9. Охарактеризуйте принцип единства теории и практики.
  10. Объясните, в чем состоит творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме.
  11. Охарактеризуйте принцип объективности рассмотрения педагогических явлений, как вещей в самих себе.
  12. Опишите принцип всесторонности изучения педагогических процессов и явлений.
  13. Объясните, в чем состоит принцип единства исторического и логического.
  14. Опишите, в чем состоит методологический принцип системности в исследовании.
  15. Роль в педагогическом исследовании категорий диалектики.
  16. Объясните, в чем проявляются различные виды противоречий.
  17. Охарактеризуйте принцип детерминизма.
  18. Объясните, в чем состоит принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.
  19. Объясните, в чем состоит принцип активной деятельности личности.
  20. Охарактеризуйте принцип развития.
  21. Методологические требования к проведению педагогических исследований
  22. Что такое научное исследование, чему оно противопоставляется?
  23. Стихийно-эмпирическое познание.
  24. Специфика научного познания.
  25. Проблемы научной терминологии педагогического исследования.
  26. Классификация исследований в области педагогики по их характеру и содержанию.
  27. Объясните, что такое фундаментальные педагогические исследования.
  28. Охарактеризуйте прикладные педагогические исследования.
  29. Опишите, в чем состоит специфика научных разработок. Перечень основных методологических категорий педагогического исследования.
  30. Проблема педагогического исследования.
  31. Проблема педагогического исследования.
  32. Тема педагогического исследования.
  33. Актуальность педагогического исследования.
  34. Объект педагогического исследования и его предмет.
  35. Цель и задачи педагогического исследования.
  36. Гипотеза педагогического исследования.
  37. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость для педагогического исследования.
  38. Защищаемые положения педагогического исследования.
  39. Основная функция метода научного познания.
  40. Особенности применения методов в сочетании.
  41. Особенности творческого применения научного метода в зависимости от условий.
  42. Философские методы.
  43. Общенаучные подходы и методы исследования.
  44. Частнонаучные методы.
  45. Дисциплинарные методы.
  46. Методы междисциплинарного исследования
  47. Методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения.
  48. Общенаучные методы исследования или логические методы познания.
  49. Частные методы психологии и педагогики.
  50. Анализ как метод научного познания.
  51. Синтез как метод научного познания.
  52. Абстрагирование как метод научного познания.
  53. Идеализация как метод научного познания.
  54. Обобщение как метод научного познания.
  55. Индукция как метод научного познания.
  56. Дедукция как метод научного познания.
  57. Аналогия как метод научного познания.
  58. Моделирование как метод научного познания.

Темы для дискуссий, рефератов, проектов

  1. Сущность метода исследования как формы организации определённого познания.
  2. Виды методов исследования: теоретические, эмпирические, математической статистики.
  3. Сущность и специфика теоретического познания, его основные формы.
  4. Теоретические методы психолого-педагогического исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, интерпретация, сравнение, обобщение, ранжирование, классификация, монографический метод, идеализация и моделирование.
  5. Требования к эмпирическим методам. Общая характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.
  6. Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Виды наблюдений. Требования к наблюдению, его этапы.
  7. Беседа как метод исследования. Виды бесед. Методика проведения и техника фиксирования результатов (в форме протоколов, дневников; при помощи технических средств и т.д.).
  8. Метод педагогического эксперимента в психолого-педагогическом исследовании. Виды экспериментов. Планирование эксперимента. Обработка и анализ экспериментальных данных.
  9. Основные понятия математической статистики: измерение, среднее арифметическое, медиана, мода, меры связи между переменными и др.
  10. Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании.
  11. Основные этапы обработки результатов. Способы визуализации данных исследования. Интерпретация обработанных данных и переход к формулированию выводов.
  12. Публичные выступления по результатам исследования и требования к их конструированию.
  13. Общие требования к представлению результатов исследования. Подготовка научной публикации и требования к ней.
  14. Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя.
  15. Категория культуры. Специфика методологической культуры исследователя. Овладение методологической культурой.
  16. Рефлексия исследователя в системе его научной и практической деятельности. Научная добросовестность и этика, искусство общения и культура поведения исследователя. Правовые ограничения

8. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзамену кандидатского минимума

Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет. Порядок проведения кандидатских экзаменов включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности. Билеты кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны охватывать разделы Специальной дисциплины отрасли науки и научной специальности (ОД.А.) и Дисциплины научной специальности по выбору аспиранта (ОДН.А.).

Перечень вопросов по курсу к экзаменам кандидатского минимума:

  1. Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности.
  2. Планирование педагогического исследования.
  3. Методологические характеристики педагогического исследования.
  4. Объект и предмет педагогического исследования.
  5. Требования к результатам и выборке экспериментальных данных.
  6. Методологические вопросы использования методов математической статистики в педагогике.
  7. Уровни, типы, виды педагогического эксперимента.
  8. Программа педагогического эксперимента.
  9. Основные требования к оформлению результатов научной работы.
  10. Критерии и система диагностики в педагогическом исследовании.
  11. Логика педагогического исследования.
  12. Тестирование в педагогическом исследовании.
  13. Применение опросных методов исследования в педагогическом исследовании.
  14. Методы теоретического исследования.
  15. Методы эмпирического исследования.
  16. Специфика метода наблюдения.
  17. Методы сводки и обработки результатов исследования.
  18. Основные проблемы измерения в педагогическом исследовании.
  19. Оформление диссертации.
  20. Составление автореферата диссертации.

9. Образовательные технологии

В соответствии с современными требованиями подготовки аспирантов предусматривается широкое использование в учебном процессе интерактивных технологий проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью саморазвития методологической культуры. В рамках данной учебной дисциплины предусмотрены встречи с известными учеными, методологические семинары, проблемные лекции, дискуссии, семинары, обсуждение, написание исследовательских сочинений, научных статей, презентации.

В рамках освоения раздела «Методологические характеристики научно-педагогического исследования» используются такие образовательные технологии, как:

•исследовательский групповой проект «Методологические характеристики научно-педагогического исследования». Реализация проекта осуществляется в мини-группах (5-7 чел.). В рамках проекта предполагается самостоятельное планирование аспирантами деятельности по проекту, разработка диагностического инструментария, обработка и анализ результатов, оформление их, выработка предложений по улучшению ситуации, презентация и публичная защита результатов проектной деятельности.

•метод мозгового штурма - применяется на этапе проекта «Разработка диагностического инструментария» для определения содержания анкеты.

По разделам «Классификация методов исследования. Обработка и интерпретация научных данных» применяются следующие образовательные технологии:

•практико-ориентированный проект «Разработка педагогического теста по дисциплине», в рамках которого обеспечивается самостоятельный отбор содержания дисциплины и разработка на его основе спецификации теста, тестовых заданий различных форм, ключей к тестовым заданиям, бланка теста, методических рекомендаций по организации тестирования и обработке его результатов;

•деловая игра «Экспертиза качества теста», которая предполагает объединение аспирантов в независимые экспертные группы для проведения анализа качества оформления и содержания педагогического теста по заданным критериям и оформление результатов экспертизы в форме экспертного заключения.

По разделу «Культура исследователя. Правовые ограничения в исследовательской деятельности» запланировано использование:

•кейс-метода «. Правовые ограничения в исследовательской деятельности», предполагающего самостоятельное определение структуры кейса, его целей, задач и содержания;

•ролевой игры «Я - исследователь», предполагающей распределение между аспирантами ролей «исследователь», «учитель», «ученик», «родители» с целью разработки диагностического инструментария, обработки и анализа результатов, их оформления.


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1. Основная литература:


п/п
Наименование учебной литературы Автор, место издания, издательство год
1 2 3
1 Концептуальная педагогическая прогностика: монография / Андреев В.И – Казань: Центр инновационных технологий, 2010
2. Педагогика высшей школы: Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие. Андреев В.И. –Казань: Центр инновационных технологий, 2008
3 Методология и методы психолого-педагогического исследования. Загвязинский В.И М.: Академия, 2009.
4 Методология педагогики: новый этап Краевский В.В., Бережнова Е.В.. – М.: Академия, 2006.
5 Методология педагогики. Краевский В.В. Чебоксары, 2008.
6 Диагностическая деятельность педагога. Борытко Н.М. М.: Академия, 2008

10.2. Дополнительная литература


п/п
Наименование учебной литературы Автор, место издания, издательство год
2 3
1. Как работать над диссертацией Новиков А.М.Москва: Эгвес,2005
2. Прикладное исследование в педагогике Бережнова Е.В. Москва-Волгоград, 2005
3. Диссертация: подготовка, защита, оформление Волков Ю.Г. Москва: Гардарики, 2005
4. Методология образования Новиков А.М. Москва: Эгвес, 2005
5 Методология и методы психолого-педагогических исследований: Рекомендовано УМО вузов РФ по пед.специальностям в качестве учебного пособия Валеев Г.Х. Стерлитамак СГПА 2005
6 Методология научной деятельности в сфере социогуманитарного знания Валеев Г.Х. Москва:Наука, 2005
7 Экспертиза квалиф кационных научных исследований Валеев Г.Х. Москва:Логос, 2005
8 Демаркация основных категорий методологического аппарата педагогического исследования Валеев Г.Х. Стерлитамак_Волгоград, 2006

10.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru
  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
  4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/
  5. Российский общеобразовательный портал. www. school.e
  6. Электронная гуманитарная библиотека. – URL: http://www.gumfak.ru]
  7. информационно-справочный портал www.library.ru;
  8. http://www.abitu.ru/researcher/methodics/nauka/a_1xizkd.html - инновации в образовании;
  9. http://nrc.edu.ru/razd4/index.html – педагогические инновации.
  10. http://www.oecd.org
  11. http://www.informika.ru
  12. http://www.ed.gov
  13. http://www.stat.fi
  14. http://www.nsf.gov
  15. http://www.rsl.ru/ Сайт Российской государственной библиотеки (электронный каталог изданий, поиск по каталогу, полезные ссылки, информация для посетителей библиотеки.

10.4. Материально-техническое обеспечение

Кафедра располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.

Название дисциплины
1 2 3 4
Методология и методы педагогического исследования 4 компьютера, 2 принтера, сканнер, интерактивная доска, ноутбук, видеопроектор, каталог диссертаций и авторефератов по педагогике, диссертации и авторефераты по педагогике Проспект Ленина, д.49 221 ауд.


Pages:     || 2 |
 



<
 
2013 www.disus.ru - «Бесплатная научная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.